15:10 / 01.12.2010 Мир

Румыния своими планами озадачила Молдову, Украину, Россию и ЕС

В Бухаресте уверены, что в случае вступления Молдовы в ЕС она станет румынской областью

Президент Румынии Траян Бэсеску сегодня сумел одним заявлением озадачить сразу Молдову, Украину и Россию, а заодно и весь Евросоюз. В частности, он заявил, что после вступления в ЕС Молдова может объединиться с Румынией. «Румыния поддерживает вступление Молдовы в ЕС. Когда это произойдет, мы будем вместе в большой европейской семье. А процесс объединения двух стран зависит от желаний людей по обе стороны Днестра, почему бы и нет?», - в частности, сказал Бэсеску.

Румынский президент уточнил, что Румыния активизировала выдачу паспортов гражданам Молдовы. «Только в этом году румынское гражданство получило около 70 тысяч молдаван, и этот процесс ускорится в связи с открытием консульств в Бельцах и Кагуле», - отметил он.

Это заявление едва ли порадовало в первую очередь Москву. Ведь если с нынешней молдавской властью вести диалог (прежде всего - по поводу «российского союзника» в лице непризнанной Приднестровской Молдавской республики, где размещены российские военные) еще через раз получалось, в силу существенных пророссийских настроений у части молдавского общества, то с Румынией долгих задушевных бесед явно не получится. Ведь если Молдова присоединится к Румынии, то и Приднестровье станет юридически румынской территорией. В то же время, как показывает опыт последних лет, - в частности, претензии Бухареста на некоторые украинские территории, - Румыния не прочь оттяпать кусок чужой страны, но никак не настроена делиться своими землями. А значит, «битва за Приднестровье» обещает быть нешуточной.

Кстати, в нынешнем заявлении президент Румынии Бэсеску не обошел вниманием Россию. В частности, подчеркнув важную роль РФ для Румынии и других причерноморских стран, отметил, что «не доверяет Москве из-за того, что она держит свои войска в Приднестровье и продлила срок аренды военно-морской базы в Севастополе до 2042 года». Это недоверие едва ли положительно повлияет на решение вопроса Приднестровья между двумя странами.

Для Украины в предлагаемой перспективе тоже мало хорошего. Прежде всего, румыно-российские движения вокруг Приднестровья обещают дестабилизацию обстановки близ украинских границ. Приднестровский замороженный конфликт и так с 90-х гг прошлого века мало радует Киев, а как теперь может повернуться его ход – предсказать сложно. К тому же неизвестно, как Бухарест, приняв «по наследству» приграничные проблемы Молдовы, будет их решать. Если будет продолжена скандальная история с пограничными «секретными соглашениями Тимошенко-Филата», то она может вылиться в очередные ссоры Бухареста с Киевом. А как показывает опыт, в таких склоках Украина очень легко проигрывает. Да и упомянутый Бэсеску российский Черноморский флот в Севастополе явно не будет способствовать дружескому украино-румынскому диалогу.

Что касается самой Молдовы, то идея вхождения в состав Румынии, как известно, для нее не нова. При этом некоторые политические силы страны пытаются реализовать этот проект, понемногу приближая Кишинев к Бухаресту. Например, в новом проекте Конституции Молдовы, который обсуждался весной этого года, предлагалось переименовать молдавский язык в румынский. Также активно продвигается постулат, что именно сближение с Румынией является для Молдовы единственным путем в ЕС,

Хотя пока Молдова пыталась, в том числе и путем внесения изменений в Конституцию, сделать приятное Румынии (как в плане реализации «политики румынизма» в стране, так и воспринимая Бухарест локомотивом молдавской евроинтеграции), сама Румыния еще полгода назад на фоне политической нестабильности у соседей всячески пыталась откреститься от своих протеже.

Так, в аккурат перед представлением проекта изменений в Конституцию Молдовы весной этого года министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски заявил, что вопрос объединения Молдовы и Румынии не стоит. Так он высказался, комментируя итоги переговоров, которые провел в ходе визита в Кишинев президент Румынии Траян Бэсеску. «Судя по результатам переговоров с нашими партнерами в Кишиневе, вопрос объединения с Румынией не является злободневным ни для элиты, ни для большинства граждан Молдовы. Мы могли бы обсуждать это всерьез, только если бы действительно было заявлено о желании объединиться», - сказал тогда Баконски.

В самой Молдове также не все возлагают большие надежды на Румынию как «локомотив в Евросоюз». Практически одновременно с заявлением руководителя МИД Румынии глава Демократической партии Молдавии Мариан Лупу заявил, что не верит в то, что соседнее государство может реально способствовать евроинтеграции Молдовы. «Румыния выступает в качестве европейского адвоката Молдовы, что нами только приветствуется, однако она сама сталкивается с проблемами в ЕС и мало чем может помочь Молдове в ее европейских устремлениях», - заявил он.

Действительно, проблемы Румынии – как, например, коррупция и низкая политическая культура - во многом схожи с молдавскими, и здесь молдаване едва ли получат большие плюсы от объединения. К тому же опрос населения Молдовы во время переписи 2004 года показал, что политика румынизма в стране не имеет особой поддержки населения. Это признают и многие румынские эксперты, которые понимают, что получение молдаванами румынского гражданства — не проявление лояльности к румынскому государству, а способ получить возможность свободно передвигаться по странам ЕС.

Правда, пока неизвестно, что думают в самом ЕС по поводу планов Румынии на Молдову. Но есть все основания полагать, что, приняв в свой состав Румынию и разгребая сейчас ее проблемы, в Евросоюзе особо возрадуются перспективе к тому же, решать еще и такие же проблемы Молдовы.

Борис Такаев

 

ТЭГИ: