11:30 / 08.11.2010 Мир

Пока Украина и ООН говорят о суде над пиратами, в других странах их судят

Пятеро граждан Сомали, обвиняемых в обстреле корабля США, предстанут перед американским правосудием

Это первое в Соединенных Штатах судебное дело о пиратстве за прошедшие сто лет, - суд начнётся во вторник и продлится около месяца. При нападении в открытом море экипаж корабля ВМС США (Navy) ответил огнём, а затем захватил пиратов и доставил их в Соединенные Штаты.

Интересно, что незадолго до этого, в последних числах октября, делегация Украины представила на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН проект международной конвенции по борьбе с пиратством. По сути, ООН пытается разработать эффективную международную правовую базу по противостоянию пиратству с 2008 года, с момента резкого роста числа нападений на торговые суда у берегов Сомали. С тех пор Совет безопасности ООН принял несколько резолюций по борьбе с этим явлением, но до создания понятного законченного механизма еще далеко.

В частности, в июне 2008 года Совет безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию, позволяющую иностранным военным судам входить в территориальные воды Сомали для борьбы с пиратством. Согласно резолюции 1816, на проведение спецопераций в сомалийских водах потребуется согласие правительства этого восточноафриканского государства. Документ обсуждался с конца апреля 2008 года, и после того как Индонезия получила гарантии, что предлагаемые меры направлены исключительно против сомалийских пиратов (воды близ побережья Индонезии – второе по пиратской опасности в мире место), резолюцию утвердили все 15 членов СБ. Однако осталось непонятным, как можно оперативно преследовать пиратов, если требуется официальное разрешение сомалийского правительства по каждому случаю. И что делать с пиратами в случае из захвата.

В своих нынешних предложениях Украина предлагает учредить специальный международный суд в составе семи независимых судей, в котором рассматривались бы дела обвиняемых в пиратстве. Проект конвенции содержит юридическое определение пиратству и расписывает правовые формы преследования морских разбойников, меры по борьбе с легализацией их доходов, условия досмотра и захвата пиратских судов, а также определяет порядок юрисдикции государств в отношении захваченных пиратов и порядок расследования совершенных ими преступлений.

Стоит заметить, что разговор о специальном суде «для пиратов» в ООН идет достаточно давно. Впервые с этой идеей выступила Россия, а затем Совет безопасности ООН поручил генеральному секретарю Пан Ги Муну подготовить предложения о создании антипиратского суда. В этом плане Киев успел сделать за генсека ООН его работу, вовремя предложив готовый проект.

Добавим, что Украина перед своим предложением ООН пыталась выработать и собственную национальную законодательную базу по противодействию пиратству. Год назад, в октябре 2009 года МИД Украины заявил, что вместе с другими государственными структурами разрабатывает государственную программу по борьбе с пиратством, которая будет презентована «в ближайшее время». Это заявление было «приурочено» нашумевшему захвату украинских моряков с судном «Ариана» в мае 2009 года. «Все обстоятельства захвата этого судна («Ариана») показывают, что нужно более активно действовать со стороны Украины. Потому сейчас разрабатывается и в ближайшее время будет презентована программа по борьбе с пиратством в плане обеспечения безопасности моряков, судов с украинским флагом или тех судов, где большинство членов экипажа являются гражданами Украины», - заявил тогда представитель МИДа Валерий Джигун.

Заявленной украинской государственной программы по борьбе с пиратством, правда, так никто и не увидел. Впрочем, это понятно: какой смысл вводить законодательные меры по борьбе с этим явлением, если ВМС Украины не могут направить даже один военный корабль для участия не в бумажной, а реальной антипиратской операции?

Пока ООН играется в бумажную войну с пиратством, государства, для чьих судов существует опасность, создали антипиратскую коалицию, действующую у берегов Сомали (в нее, кстати, входит и Россия). Военные корабли этих стран пытаются бороться с морскими разбойниками, не дожидаясь, пока Объединенные Нации разработают правовую базу. Украина же только готовится принять реальное участие в борьбе с этой угрозой, отправляя одного офицера в штаб антипиратской операции ЕС «Аталанта», размещенный в Великобритании.

Остается добавить, что по данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем в мире занимаются более ста группировок.

 

ТЭГИ: