НАТО приглашает Украину сбивать ракеты, атакующие Европу
Генсек Альянса заявил, что НАТО может предложить Украине сотрудничество по ПРО наряду с Россией
Выступая сегодня, 3 ноября, на пресс-конференции в Москве, генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что НАТО может предложить Украине сотрудничество по противоракетной обороне (ПРО) наряду с Россией.
«Я говорил о сотрудничестве с Россией, но мне кажется, что это приглашение должно быть открыто для наших евроатлантических партнеров. То есть, это тоже приглашение и Украине, если Украина того пожелает. Мы не исключаем этой возможности», - сказал Расмуссен. Ранее, в сентябре, Расмуссен впервые заявил, что НАТО готово привлечь Украину наряду с Россией и другими европейскими странами к созданию противоракетной обороны. «Мы пригласим других европейских партнеров, включая Украину, принять в этом участие, но мы будем фокусироваться на России, потому что у нас уже существует сотрудничество в этой сфере, даже были совместные учения с Россией», - сказал тогда Расмуссен.
С учетом этих заявлений, похоже, Украина все же войдет в натовскую ПРО, - понятно, если к ней присоединится Россия. Между тем, создание такой системы не под эгидой США, и с привлечением Москвы, воспринимается в России спокойно.
Вместе с тем стоит вспомнить международный скандал, вспыхнувший год назад, в октябре 2009-го, когда помощник министра обороны США по международной безопасности Александр Вершбоу заявил, что новая площадка для элементов американской ПРО может быть создана под самым боком России – в Украине, а обновленные глобальные планы США предусматривают лишь увеличение числа ракет у российской границы.
В Украине тогда заявление Александра Вершбоу прокомментировали однозначно: подобных предложений Киеву не поступало. Да и пресс-служба Пентагона сразу сделала уточнение: «В своем выступлении Вершбоу сказал, что другие страны региона, такие как Украина, могут также иметь радары, которые могут внести вклад в информацию о раннем предупреждении (ракетных запусков)», отметив, что Вершбоу «ничего не говорил о размещении американских радаров или других элементов противоракетной обороны на территории Украины».
Тогда же и МИД Украины заявил, что «Конституция Украины не предусматривает наличия на своей территории любых военных баз, представителей вооруженных сил любых других государств». Такой ответ сразу спроецировался и на вопрос нахождения Черноморского флота РФ на украинской территории. Действительно, почему в Украине российская военно-морская база есть, а объекта ПРО США не может быть? Юридически не совсем понятно, если Киев заявляет, что одинаково дружит и с РФ, и с Западом.
Как бы там ни было, изначально было ясно, что элементы ПРО США в Украине размещать никто не будет, какая бы власть в стране не была, - слишком уж чувствительно относится к этому вопросу Россия. Но вот западные страны предложили создавать ту же систему ПРО в Европе, только не под маркой Вашингтона, а Брюсселя, т.е. НАТО. И- с Россией в качестве полноправной участницы. Тут разговор совсем иной.
Но главный вопрос – какой вклад может внести Украина в натовскую ПРО? Здесь стоит вспомнить украинские радары, о которых говорили в Вашингтоне год назад. Речь идет о станциях предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которые были построены в советские времена под Севастополем и Мукачево. Напомним: после денонсации двустороннего украино-российского соглашения по РЛС СПРН под Севастополем и Мукачево и прекращения передачи информации в Россию с этих станций, Украина сразу заявила о своих дальнейших планах по поводу этих РЛС. Национальное космическое агентство Украины (РЛС находятся на его балансе) выступило против закрытия этих объектов, и начало разработку стратегии применения станций до 2015 года по двум направлениям: на внутреннем и на внешнем — в рамках международного сотрудничества. Также отрабатывается программа модернизации узлов для обеспечения возможности их эксплуатации до 2020 года. Применение РЛС СПРН в Украине в рамках международного сотрудничества изначально предлагалось по проекту ПРО ЕС и ПРО США. Перспективы европейской ПРО тогда были туманными, а сотрудничество с американцами выглядело более реальным (как сейчас – аналогичное сотрудничество с НАТО).
В то же время, еще год назад было ясно, что Россия совершенно зря беспокоится по поводу возможного участия Украины в ПРО. С одной стороны, украинские РЛС «Днепр» хоть и не «первой свежести», однако сегодня трудно найти более мощные аналоги. Например, во время войны в Персидском заливе именно севастопольская РЛС первой обнаружила пуски иракских баллистических ракет 9К72 («Скад»). Эта же станция обнаружила и единственный пуск БР «Иерихон» на испытаниях в Израиле. Вообще же она следит за территорией Турции, Саудовской Аравии, Израиля и части Ирана. Мукачевская же РЛС зондирует пространство Юго-Восточной Европы до африканского побережья. Вместе они контролируют бассейн Черного и Средиземного морей.
Но с другой стороны, все это невозможно использовать против России (если не «разворачивать» эти колоссальные объекты на 180 градусов – но в этом случае рациональнее построить новые).
Между тем, в НАТО заявляют, что угроза ракетного нападения на западные страны очевидна, поскольку уже более 30 стран мира имеют или пытаются получить баллистические ракеты, а некоторые государства способны нанести удар по Европе. Потому, по мнению руководства Альянса, без противоракетной обороны уже нельзя обойтись. «Противоракетная оборона, разумеется, имеет военное значение, но она важна и с политической точки зрения как дополнительный элемент связей между союзниками. Противоракетная оборона открывает и перспективу сотрудничества с Россией в целях реальной совместной безопасности», - сказал по этому поводу месяц назад Расмуссен. Похоже, в этой союзнической между странами НАТО и Россией схеме есть место и для Украины. Однако анекдот состоит в том, что при прошлой прозападной украинской власти трудно было говорить об элементах западной ПРО в Украине. А сейчас такой разговор вполне реален, хотя Киев и заявил о своем внеблоковом статусе.
Дмитрий Тымчук