10:58 / 03.11.2010 Мир

В Европе заговорили о новой Антанте

Лидеры Великобритании и Франции договорились о совместной разработке и испытании ядерного оружия, а также о создании совместных экспедиционных войск

Прозвучавшее вчера заявление лидеров Великобритании и Франции о том, что эти две державы договорились о совместной разработке и испытании ядерного оружия, а также о создании совместных экспедиционных войск, вызвало споры далеко за пределами Европы. Один из главных постулатов сторонников европейской глобализации – что, дескать, две ведущие страны ЕС демонстрируют на деле возможность объединения военных потенциалов. А значит, европейская интеграция жизнеспособна, и демонстрирует реальные достижения в сфере безопасности.

Британские издания сразу же провели параллель между нынешним соглашением и Антантой (военно-политический блок Англии и Франции, созданный в 1904 г, к которому позже присоединилась Россия), вспомнив, что в рамках этого союза в Первой мировой войне французский маршал Фердинанд Фош командовал и французской, и английской армией. Негативом для Великобритании при этом был тот факт, что соглашение по Антанте не обязывало британцев воевать с Германией на стороне Франции, но моральная ответственность втянула Лондон в войну.

Европейские эксперты отметили, что нынешнее заявление прозвучало через две недели после того, как премьер Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о резком сокращении оборонных расходов. В частности, Лондон урезал военный бюджет страны на 8%, что составляет около 36,9 млрд фунтов (60 млрд долларов).

Эта эпопея с урезанием военных расходов началась с приходом в Великобритании нового правительства. В середине октября этого года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил о самом масштабном сокращении военных расходов со времен окончания холодной войны. По словам премьер-министра, его кабинет унаследовал от предыдущего лейбористкого правительства дыру в оборонном бюджете размером в 38 млрд фунтов стерлингов. Представляя парламенту новую стратегию национальной безопасности, премьер заявил, что будут уволены 25 тысяч гражданских специалистов министерства обороны, также будут сокращены на 7 тысяч военнослужащих сухопутные войска (до 95,5 тысяч), ВВС - на 5 тысяч человек, настолько же и ВМС.

Начав резать вооруженные силы, британское правительство продемонстрировало серьезный размах. В рамках сокращения военного бюджета было решено досрочно вывести из состава Королевского военно-морского флота его флагман - авианосец «Арк Роял», который должен был прослужить до 2016 года, прекратить строительство штурмовиков «Харриер», отказаться от производства авиаразведчиков «Нимрод», из двух новых строящихся авианосцев ввести в строй только один. Помимо этого, к 2020 году число сторожевых кораблей и эсминцев будет сокращено с нынешних 23 до 19, число танков сократится на 40%, а артиллерийских орудий - на 35%.

Особой темой стали силы ядерного сдерживания, которые при необходимости модернизации оказались для британцев весьма затратными. Сначала Кэмерон заявлял, что вопрос о модернизации ядерных подводных лодок-ракетоносцев системы «Трайдент» будет отложен до следующих парламентских выборов. Затем, - что система «Трайдент» будет заменена на новую, но боеголовок будет меньше, что позволит сэкономить 750 млн фунтов. Сейчас Дэвид Кэмерон и президент Франции Николя Саркози заявляют, что перспективные разработки в области создания новых типов ядерных боеприпасов будут вестись двумя странами совместно, однако ядерными секретами стороны делиться не будут. Что это значит на практике – не совсем ясно.

Здесь стоит напомнить, что обе страны никогда не имели и не имеют шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), ограничиваясь тактическим ядерным оружием (ТЯО). То есть – ядерными авиационными боеприпасами, ракетами сухопутных комплексов да ракетами на подводных лодках (что интересно, Великобритания ракеты для своих четырех подлодок с таким вооружением держит на базе хранения в США, и это даже не «чисто британские» ракеты, а лимит Лондона в общем количестве американо-британского боезапаса). После «холодной войны» Великобритания и Франция резко сократили ядерные припасы. Британцы, например, вовсе лишились «воздушной составляющей» ядерной триады, пару лет назад порезав штурмовики «Торнадо» и утилизировав ядерные авиабомбы. Лондон и Париж пришли к выводу: незачем иметь колоссальные запасы, ядерное оружие сегодня – не военное, а политическое, достаточно иметь пару сотен ядерных боеприпасов и наслаждаться членством в «ядерном клубе» и, соответственно, статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН.

Пытаясь экономить на обороне, Франция и Великобритания будут совместно использовать часть военных сил. Вместе с ядерными разработками не до конца ясным представляются их планы совместно использовать авианосцы. В ближайшей перспективе у обоих стран останется только по одному авианосцу, в связи с чем планируется координировать их использование с тем, чтобы один из них постоянно находился в море. Идея в теории хороша, но имеет смысл, если в возможный конфликт будут втянуты сразу обе страны.

Также не все ясно по поводу планов создать совместные экспедиционные силы. Речь не идет о смешанных франко-британских бригадах, т.е. в распоряжение совместного командования просто будут выделены подразделения армий двух стран, расположенные на национальных территориях. По сути это – принцип НАТО и создающихся военных структур ЕС.

В связи с этим возникает основной вопрос. Согласно Вашингтонскому договору, нападение на Францию или Великобританию считается нападением на НАТО, что гарантирует коллективную оборону. Экспедиционные операции (как сейчас в Афганистане) НАТО также проводит под совместным командованием, по тому же пути идет и ЕС в создании своих военных структур. Зачем в таком случае Парижу и Лондону создавать альтернативную НАТО и ЕС структуру? Это имеет смысл лишь в том случае, если обе страны не доверяют ни Евросоюзу, ни Альянсу. Но тогда непонятно, зачем Франции надо было в прошлом году возвращаться в военную структуру НАТО (с 1966 г она участвовала лишь в политической структуре Альянса). Причем интересная деталь: объединяя часть своих военных сил, и Франция, и Великобритания выступают резко против создания объединенных вооруженных сил ЕС.

При этом стороны утверждают, что все указанные планы будут реализовываться вне рамок Евросоюза и не будут способствовать кризису в НАТО. Заявление всем хорошо, но имеет небольшой изъян: оно мало соответствует сути озвученных планов. Ясно лишь то, что это – еще один удар по и без того переживающему не лучшие времена в плане взаимоотношения между своими членами НАТО.

Дмитрий Тымчук