14:08 / 02.11.2010 Мир

Завершился процесс по второму делу Ходорковского

Оглашение вердикта начнется 15 декабря

Во вторник, 2 ноября, завершился судебный процесс по второму уголовному делу против экс-владельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, которые не признали себя виновными и попросили суд их оправдать. Обвинение потребовало для подсудимых 14 лет тюрьмы - с учетом времени, которое они уже провели в заключении, отмечает Би-би-си.

После заключительной речи адвокатов Ходорковский выступил с последним словом, и суд удалился для вынесения приговора. Оглашение вердикта начнется 15 декабря. Платон Лебедев отказался выступать с последним словом.

Михаил Ходорковский призвал председательствующего на процессе судью Виктора Данилкина «проявить мужество». «Есть люди, которые хотят нас оставить в тюрьме навсегда и не скрывают этого. Я надеюсь, суд выдержит их психологическое давление», - добавил он. Вместе с тем, судя по последнему слову подсудимого, на оправдательный приговор он не надеется.

«Через несколько недель после ареста мне сообщили, что тогдашний президент Владимир Путин решил: я буду хлебать баланду восемь лет. С тех пор прошло семь лет. Судя по смыслу выступления прокуроров - дайте им 14 лет и наплюйте на прежнее судебное решение - меня стали опасаться еще больше, а закон уважать еще меньше», - сказал он.

«Мне, как и любому, тяжело жить в тюрьме и не хочется здесь умереть. Но если потребуется, я готов. Моя вера, она стоит моей жизни. И думаю, я это доказал», - заявил Ходорковский. Далее он объяснил, в чем именно заключается его вера.

«Я хочу, чтобы независимый суд стал реальностью и буднями моей страны, чтобы мы не оставили в наследство нашим детям и внукам опаснейшие символы тоталитаризма. Не в нас с Платоном дело, во всяком случае не только в нас. Дело в надежде для многих наших сограждан, в надежде на то, что суд завтра сможет защитить их права, если каким-то очередным бюрократам-чиновникам придет в голову эти права нагло и демонстративно нарушить, - заявил Ходорковский. - Здесь и сейчас решается судьба каждого гражданина нашей страны. Тех граждан, которые на улицах Москвы, Питера и Томска, иных городов и поселков рассчитывают не стать жертвой милицейского беззакония, тех, кто завел свой бизнес, построил дом, добился успеха и хочет, чтобы это все досталось его детям, а не рейдерам в погонах».

«Я надеюсь, что Россия все-таки станет страной свободы и закона, где закон будет выше чиновников, где поддержка оппозиционных партий перестанет быть поводом для репрессий, где спецслужбы будут защищать народ и закон, а не бюрократию от народа и от закона, где права человека не станут больше зависеть от настроения царя, доброго или злого, и где, наоборот, власть будет действительно зависеть от граждан, а суд - только от права и от Бога, или, если хотите, называйте это совестью. И я верю: так будет. Я не идеальный человек, но я человек идеи», - сказал он.

«Я не хочу сейчас возвращаться к юридической стороне дела. Все, кто хотел что-то понять, давно все поняли», - заявил в своем последнем слове подсудимый. Вместо этого он изложил свои взгляды на общее положение дел в стране.

«Спросим себя: что сегодня думает предприниматель, высококлассный организатор производства, просто образованный творческий человек, глядя на наш процесс и полагая абсолютно предсказуемым его результат? Очевидный вывод думающего человека страшен своей простотой. Силовая бюрократия может все. Права частной собственности нет. Прав у человека при столкновении с системой вообще нет. Будучи даже закрепленными в законе, права не защищаются судом, потому что суд либо тоже боится, либо является частью системы. Стоит ли удивляться, что думающие люди не стремятся к самореализации здесь, у нас в России?» - сказал экс-глава ЮКОСа.

«Кто будет модернизировать экономику? Прокуроры? Милиционеры? Чекисты? Такую модернизацию уже мы пробовали. Водородную бомбу и даже ракету сделать смогли, а вот свой хороший, современный телевизор, свой дешевый, конкурентный, современный автомобиль, современный мобильник и еще кучу современных товаров - нет. Стране нужен не один Королев и не один Сахаром под крылом всемогущего Берии и его миллионного войска, а сотни тысяч Королевых и Сахаровых, защищенных справедливыми и понятными законами и независимыми судами. Где эти Королевы и Сахаровы сегодня? Уехали? Готовятся уехать? Опять ушли во внутреннюю эмиграцию? Или спрятались среди серых бюрократов, чтобы не попасть под каток системы?» - спросил он.

Публика в зале несколько раз принималась аплодировать, а когда Ходорковский закончил говорить и подсудимых повели в конвойное помещение, начала скандировать: «Свободу!».

По мнению подсудимых, их пытаются осудить дважды за одно и то же деяние, так как предыдущие обвинения заключались в неуплате налогов за нефть, которая, как было сказано на втором процессе, ими же похищена. Защита настаивала также на том, что компания не могла за указанный период похитить такой объем нефти.

«Владимир Владимирович Путин был сначала премьер-министром, потом президентом в течение всего срока, когда мы «похищали», по мнению обвинения, нефть. Хотелось у него узнать, насколько он считает реальным, чтобы такой факт, как пропажа 20% всей добытой в России нефти, прошел бы для него на тот момент незамеченным?» - заявил в интервью «Новой газете» Михаил Ходорковский.

Как уже сообщал «Багнет», Лебедев заявил в Хамовническом суде Москвы, что преступление совершил не он и экс-руководитель «ЮКОСа» Михаил Ходорковский, а прокуроры и следователи, сфальсифицировавшие дело против них. Кроме того, осужденные бизнесмены заявили, что хотели бы узнать у Путина, насколько он считает реальным, чтобы такой факт, как пропажа 20% всей добытой в России нефти, прошел для него незамеченным. Также, Ходорковский ранее заявил: Первое дело против меня возбудили из жадности, второе - из трусости.