Латвия опять наступила на горло «русской песне»
Сейм республики на пленарном заседании отклонил предложение оппозиционной партии о присвоении русскому языку статуса второго рабочего языка
Похоже, власти Латвии решили идти до конца в противостоянии с русским языком, претендующим на особый статус в стране. Сейм Латвии на пленарном заседании 14 октября отклонил предложение оппозиционной партии ЗаПЧЕЛ о присвоении русскому языку статуса второго рабочего языка латвийского парламента (точнее, предлагалось вернуть статью к Закону о языке, которая была в силе с 1922 по 1934 гг и разрешала каждому депутату выступать с трибуны Сейма Латвии на родном языке). Инициативу оппозиции поддержали лишь четыре депутата из ста, 84 парламентария проголосовали против.
В данном случае ЗаПЧЕЛ (от «За права человека в единой Латвии» - левоцентристская партия, представляющая преимущественно интересы русскоязычных жителей) со своим предложением полностью следует собственным идейные приоритетам, которые включают защиту прав национальных меньшинств, борьбу за официальный статус русского языка в ряде самоуправлений и свободный выбор языка обучения в вузах. Однако нынешняя попытка сделать русский вторым рабочим языком Сейма, пожалуй, преждевременна – в стране еще не улеглось раздражение от инцидента с нынешним российским политическим изгоем Юрием Лужковым, произошедшего полтора месяца назад.
В частности, в конце августа этого года Лужков, который находился с визитом в Риге, высказал надежду, что Латвия станет двуязычной страной, а русский получит статус официального языка. Юрий Михайлович, очень любивший со своей колокольни мэра Москвы раздавать советы правительствам и народам других стран, заявил, что от этого выиграют как русские жители Латвии, так и латыши.
Этот совет московского гостя отнюдь не вызвал одобрения и энтузиазма у руководства страны. В частности, президент Латвии Валдис Затлерс высказал возмущение заявлением Юрия Лужкова. «Cоветы чужаков нам не нужны – латышский язык останется единственным государственным языком. Латышский должен объединять всех жителей Латвии», – написал Затлерс в своем блоге на Twitter. Премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис также заявил, что Латвии не нужны советы по поводу языковой политики. «В Латвии закон достаточно четок - латышский язык является единственным государственным языком, и жители Латвии будут теми, кто будет решать этот вопрос, и не нужны никакие советы со стороны», - сказал Домбровскис.
Впрочем, латвийская эпопея против русского языка в стране идет достаточно долго. Еще в начале 2009 года президент Латвии Валдис Затлерс заявил, что больше не будет общаться с русскоязычными журналистами на русском языке. «В Латвии один государственный язык - латышский», - аргументировал Затлерс свою позицию, выразив надежду, что это решение не вызовет недовольства русскоязычного населения страны. До этого заявления Затлерс давал пресс-конференции как на латышском, так и на русском, владея в совершенстве обоими (кстати, как и английским) языками.
Вскоре после заявления Затлерса глава МВД Латвии Линда Мурниеце поручила начальнику полиции проверить уровень знания латышского языка у работников полиции. По словам Мурниеце, граждане, не способные говорить на латышском, не могут работать в полиции, так как не способны оказать полноценную помощь жителям. Латвийские масс-медиа отмечали, что министр получила от жителей несколько жалоб, в которых те указывали на незнание латышского некоторыми правоохранителями. После этого поручения руководитель полиции Латвии Валдис Воинс дал распоряжение составить черный список полицейских, не владеющих государственным языком. Тем сотрудникам полиции, которые действительно оказались не владеющими латышским, был дан срок на изучение и аттестацию на соответствующий уровень владения государственным языком.
Заметим также, что в России политика латвийских властей в отношении русского языка вызывает раздражение не только у Лужкова. В июне этого года, после решения президента Латвии Затлерса вернуть на доработку принятый Сеймом законопроект «Об электронных средствах массовой информации» (предусматривающий, что зарегистрированные в Латвии телеканалы обязаны вещать на латышском языке не менее 65% эфирного времени), с нотой протеста выступил МИД России. В частности, Министерство иностранных дел России заявило, что официальная Рига продолжает политику, направленную на дискриминацию русскоязычного населения Латвии.
Впрочем, в Риге к протестам Кремля уже давно привыкли, и особого внимания на них давно не обращают. Но от этого проблема русского языка в самой стране пока не исчезает – все-таки в Латвии, население которой составляет 2,3 миллиона человек, проживает порядка 44% русскоязычных жителей, - по крайней мере, так утверждают в России. Латвийские источники указывают, что в стране среди граждан Латвии русских – менее 20% (гражданство в этой стране, как известно, предоставляется далеко не всем желающим). Но в любом случае, судя по всему, латвийская эпопея борьбы против «амбиций» русского языка далека до завершения.
Дмитрий Тымчук