Россия и Польша по-разному видят причины крушения самолета Леха Качиньского?
В России говорят, что авиадиспетчер не понимал польских пилотов самолета. В Польше придерживаются другого мнения
Гибель президента Польши остается главной темой мировых СМИ. Вчера, 12 апреля, были озвучены еще две возможные причины авиакатастрофы, в которой погибла польская делегация, летевшая в Смоленск. В частности, речь идет о языковом барьере между пилотами и диспетчерами, а также давлении со стороны высокопоставленных пассажиров самолета, сообщает британское издание The Guardian.
Так, по словам авиадиспетчера Павла Плюснина, который последним разговаривал с экипажем президентского «Ту-154» перед катастрофой, он с трудом понимал летчиков, якобы плохо говоривших по-русски. Летчики путались в числительных, поэтому диспетчер не мог установить высоту самолета.
В российской прессе также появилась информация, что причиной катастрофы самолета польского президента, мог стать языковый барьер между пилотами и диспетчерами.
К примеру, в интервью «Комсомольской правде» еще один авиадиспетчеров, принимавший самолет польского президента, Анатолий Муравьев заявил, что пилот без разрешения осуществил заход на посадку.
По словам Муравьева, руководитель группы диспетчеров трижды давал пилоту команду уходить на второй круг, но тот не послушал рекомендаций. При этом диспетчеры предупреждали, что видимость плохая и нужно готовиться к уходу на запасной аэродром.
Кроме того, диспетчер утверждает, что экипаж самолета не докладывал об обстановке и своих маневрах, и это могло отразиться на исходе полета.
Показательно, что до самолета польского президента российские авиадиспетчеры успешно посадили два самолета. Первым приземлялся Як-40, он успешно сел, без замечаний. Вторым должен был приземлиться Ил-76. Но видимость полосы была недостаточной, и экипаж принял решение уходить на запасной аэродром – «Внуково».
В Польше частично поддерживают версию о возможном давлении на пилотов со стороны высокопоставленных пассажиров самолета. Так, бывший премьер-министр Польши Лешек Миллер предполагает, что Лех Качиньский, возможно, потребовал от пилотов совершить посадку, несмотря на густой туман, так как стремился вовремя попасть в Катынь.
В то же время, Генеральный прокурор Польши Анджей Серемет ссылаясь на предварительное заключение следователей, заявил, что условия для нормальной посадки самолета отсутствовали, но пилот заходил на посадку вопреки рекомендациям диспетчеров. По мнению Серемета, только записи переговоров покажут, не требовало ли окружение президента совершить посадку. Пока же информации о возможном давлении высокопоставленных пассажиров на пилотов нет.
Между тем польские СМИ распространили информацию, что пилот самолета президента Польши капитан 36-го спецполка ВВС Польши Аркадиуш Протасюк отменно знал не только русский язык, но и условия посадки в смоленском аэропорту «Северный».
Польские журналисты ссылаются на сослуживцев, погибшего Протасюка
В частности, по словам полковника Бартоша Строиньского они вместе с погибшим Протасюком за три дня до катастрофы успешно довели самолет с премьер-министром Польши Дональдом Туском до Смоленска, и никакого языкового барьера тогда не существовало.
«Арек в совершенстве говорил по-русски. В совершенстве вел переписку как по-польски, так и по-русски, и по-английски. 7 апреля, когда мы туда летали, не было никаких замечаний», - заявил Строиньский.
Такого же мнения придерживается и командира полка, где служил Протасюк, подполковник Гжегож Кулаковский. Он считает, что погибший летчик полностью отвечал всем необходимым требованиям, чтобы летать на президентском самолете.
В святи с этим независимые наблюдатели предполагают, что если в дальнейшем стороны будут настаивать именно на своих версиях авиакатастрофы, это может стать причиной очередного напряжения в отношениях Польши и России. А ведь именно визит Качиньского в Смоленск, должен был стать очередным жестом дружбы, в таких не простых оношениях двух стран.
Как уже сообщал «Багнет» польский самолет Ту-154 разбился под Смоленском в утром 10 апреля. На борту самолета был президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария Качиньская. Тело президента Польши доставили в Варшаву самолетом польских ВВС 12 апреля.
Прощание с Лехом и Марией Качиньскими проходит в президентском дворце в Варшаве. Дата похорон Леха и Марии Качиньских еще не определена, но в субботу на площади Пилсудского в польской столице может пройти прощальная траурная церемония памяти жертв авиакатастрофы под Смоленском.
17 апреля пройдет панихида по погибшим, а 18 апреля состоятся похороны Леха Качиньского и его жены.