Американских евреев подсчитали
Иммигранты-евреи прибывают на Эллис-Айленд
Еврейская демография — вещь метафизическая, сказал когда-то замечательный этнограф Рашид Капланов. Официально подсчитать евреев в Америке невозможно, поскольку здесь нет регистрации ни по этническому происхождению, ни по религиозной принадлежности.
Тем не менее, еврейские организации постоянно проводят различные опросы — так, например, согласно отчету Института социальных исследований им. Штейнхардта при Университете Брандейса в США на сегодняшний день проживает 7,5 миллиона евреев (в Израиле — 6,7 млн.).
Каковы отношения между крупнейшими еврейскими общинами мира? Если верить статистике, подавляющее большинство израильтян не считают необходимым учитывать мнение евреев диаспоры. И примерно такой же процент уверен, что евреи галута обязаны поддерживать израильскую политику. И это не единственный парадокс. Данные того же опроса свидетельствуют, что большинство израильтян верит в Бога, и столько же не любит раввинов.
Сложность еврейской демографии еще и в том, что мы никак не договоримся, кого считать евреем. Значительная часть евреев, фигурирующих в исследовании Института им. Штейнхардта не считаются иудеями в Израиле, где религия (в ее ортодоксальном варианте) не отделена от государства.
В США ситуация иная, поэтому 10% американских евреев, не считающих себя белыми, воспринимаются вполне нормально. Реформистский иудаизм в Америке во многом опирается на смешанные семьи, где детям прививают еврейскую идентичность. В любой реформистской синагоге в Нью-Йорке или Нью-Джерси нетрудно заметить эти смешанные пары — сейчас подрастает второе, и даже третье поколение таких евреев. Многие из них обладают ярко выраженным еврейским самосознанием, которое не всегда опирается на три кита еврейской светской идентичности: память о Холокосте, борьбу с антисемитизмом и поддержку Израиля. Во время расовых волнений в американских университетах несколько лет назад палестинская проблема занимала видное место в повестке дня протестующих, что не могло не обеспокоить еврейские организации. Тогда я встретил молодую афроамериканскую еврейку Элли Вишницки — дочь еврея и чернокожей женщины — рассказавшую, что выбрала реформистский иудаизм в 12 лет.
Мартин Лютер Кинг в окружении раввинов | Явила МакКой |
Местный еврейский студенческий союз нанял Вишницки для контактов с левыми группами, вроде «Студентов за Палестину» и «Еврейский голос за мир», поддерживающими антиизраильское движение BDS (бойкот, отказ от инвестиций, санкции).
Другая темнокожая активистка — Явила МакКой — уроженка еврейского района Краун-Хайтс в Бруклине и выпускница Еврейского университета в Иерусалиме возглавляет организацию Ayecha, провозгласившую себя защитником цветных евреев в Америке. Одно время МакКой публиковала статьи в еврейской прессе и в то же время была вовлечена в движение Black Lives Matter, налаживая отношения евреев с афроамериканцами. Отношения, сильно испортившиеся со времен Мартина Лютера Кинга, когда раввины шли в первых рядах демонстраций за гражданские права чернокожих, а многие евреи входили в число основателей крупнейших афроамериканских организаций.
В 2016-м появилась Декларация Black Lives Matter, где израильский контроль над палестинскими территориями назван апартеидом и геноцидом и содержится требование перенаправить средства на военную помощь Израилю и Египту в помощь цветным общинам в Америке. Автором этого раздела тоже стала афроамериканская еврейка Рейчел Гилмер.
При внимательном прочтении исследование Института им. Штейнхардта не выглядит в розовом свете. Несмотря на существенный (10%) рост еврейского населения за семь лет, евреи остаются единственной группой, чей удельный вес в населении США неуклонно снижается. Уменьшается и число детей в еврейской общине, если не считать, конечно, ультраортодоксов — самую быстрорастущую еврейскую группу.
Алан Дершовиц
При всей симпатии к религиозному еврейству, оно, в силу разных причин, вряд ли займет то центральное место в общественной и деловой жизни, которое принадлежало американским светским евреям. Об этом пишет видный юрист и общественный деятель Алан Дершовиц в своей книге «Исчезающий американский еврей». Для спасения американского еврейства, каким мы его знаем, автор предлагает отобрать монополию на еврейское образование у раввинов. Более умеренную позицию озвучивал в бытность главой ЕА «Сохнут» Натан Щаранский, предлагавший Израилю вернуть американскому еврейству часть средств для усиления еврейского образования в диаспоре. Ни тот, ни другой так и не были услышаны еврейским мейнстримом.
Новый председатель «Сохнута», бывший лидер израильской либеральной оппозиции Ицхак Герцог, начал свою каденцию с осуждения смешанных браков, назвав их эпидемией, словно это чума или холера. Сегодня им объявлена другая задача — борьба с антисемитизмом во всем мире. На этом поприще кормятся многие еврейские организации — Антидиффамационная лига, Американский еврейский комитет, Центр Визенталя, Центр Анны Франк и другие. Там, несомненно, «обрадуются», если «Сохнут» придет возглавить их борьбу.
Позиция Герцога вызвала скептицизм Щаранского, полагающего, что главная задача — налаживание отношений Израиля и диаспоры. Помню, еще 30 лет назад израильский писатель Хаим Беэр, выступая в Бруклине перед американскими евреями, сказал, что у нас одинаковые родители, но совершенно разные дети. Израильские евреи — это, прежде всего, народ, в то время как американская еврейская идентичность — разные направления иудаизма. Лишь израильтяне да немолодые выходцы из бывшего СССР уверенно чувствуют свою еврейскую идентичность, которая не нуждается в принадлежности к религиозной общине.
Один из еврейских сторонников Трампа. Фото: Ralston Reports
Исследование подтвердило, что американские евреи преимущественно голосуют за демократов. Однако большинство евреев живут в преимущественно демократических штатах и городах. Да и разные евреи голосуют по-разному. В 2016 году 54% ортодоксов поддержали Трампа. Высока поддержка Трампа и среди евреев — выходцев из Ирана и бывшего СССР. Это не имеет большого значения в демократических Нью-Йорке или Сан-Франциско, но может сыграть свою роль в «шатающихся» штатах, вроде Флориды или Пенсильвании, где небольшой перевес голосов определяет исход национальных выборов. Другое дело — финансирование избирательной кампании. Если верить заявлениям таких организаций, как «Евреи-демократы» или «Еврейский республиканский альянс», то от еврейских доноров поступает чуть ли не 40% предвыборных пожертвований в фонды обеих партий. Еврейские доноры активны и там, где нет евреев.
Исследователи из Университета Брандейса пишут, что к 2045 году белые станут меньшинством. Однако, 49% — это, как говорили в Одессе, еще то меньшинство. Да и расовые подсчеты в Америке носят еще более метафизический характер, чем еврейская демография. Белых разделяют на неиспаноязычных и испаноязычных, к которым причисляют и белых потомков испанцев, и пуэрториканцев, которые на 75% считали себя белыми, и пятое поколение мексиканских иммигрантов, не говорящих по-испански, и даже евреев. Хотя, когда речь идет о расовом предпочтении в университетах, то мексиканские евреи не получают привилегий, положенных цветным студентам для создания расово-гендерного разнообразия.
При этом в либеральной еврейской прессе в последние годы дебатируется вопрос, что евреи вовсе не белые. А вот, что действительно не вызывает сомнений, так это то, что к 2045 году иудеи уступят мусульманам титул второй по численности религиозной конфессии Америки. И это, безусловно, чревато переменами во внутренней и внешней политике США.
Михаэль Дорфман, специально для «Хадашот»