Лесное кладбище Стокгольма – наследие мировой культуры ЮНЕСКО
Алла Ландар на съезде FIAT-IFTA в Болонье (Италия)
Летом прошлого года президент Международной ассоциации профессионалов похоронного дела (МГО МАППС), Национального члена от Украины во Всемирной ассоциации похоронных исполнителей (FIAT-IFTA) и руководитель ЧФ «Петр Великий» лидера на рынке похоронных услуг столицы, Алла Ландар вместе с украинской делегацией посетила Лесное кладбище Стокгольма (шведск. - Skogskyrkogården, Скугсшюркагорден).
Хотела бы поделиться уникальным и ярким примером новой страницы в мировой похоронной культуре. Последние несколько десятилетий в странах Европы приобретают все большую популярность леса-кладбища. Невероятного успеха добился Стокгольм. Трудно поверить, но факт остается фактом: «Лесное кладбище», которое начало обустраиваться лишь в 1917 году, спустя всего 77 лет, было занесено в список Всемирного культурного наследия. Примечательно, что в список всемирного наследия кладбище Стокгольма попало раньше, чем Парижский Пер-Лашез. Что ж, шведам есть чем гордиться. И нас, конечно же, не мог не интересовать вопрос – что могло быть в нем такого, чтобы заслужить звание объекта мирового культурного наследия ЮНЕСКО?..
Это воистину уникальное место, которое впечатлит даже самого безнадежного скептика. Осенью 1914 года был объявлен международный архитектурный конкурс, на проект нового кладбища в Эншеде, на юге Стокгольма. Конкурс завершился в 1915 году и был представлен 53 вариантами кладбища, большинство из них были от шведских архитекторов. Был выбран проект молодых архитекторов движения функционализма Гуннара Асплунда и Сигурда Леверенца. Работы начались в 1917-м году на территории старого карьера, заросшего соснами, и продолжались три года. Использование архитекторами естественного ландшафта позволило им создать удивительную атмосферу, что в дальнейшем оказало сильное влияние на проекты кладбищ по всему миру.
Перед нашими глазами открылась грандиозная и величественная картина жизненной силы природы невероятной красоты с рукотворными оазисами и реликтовыми лесными массивами с вековыми елями в девять этажей.
См. видео соотношения высоты скандинавской ели росту человека
Мир первосданного в своем величии буквально захватывает дух, заставляет остановиться и восхищаться безграничным торжеством природы.
О любви, с которой шведы чтят память тех, кто навечно покинул этот мир, свидетельствует то, что еще в начале прошлого века под будущий мемориал был отдан самый живописный необычайной красоты лесной заповедник.
Кладбище Стокгольма раскинулось на площади десятков гектар. Всего лишь около трех лет понадобилось для того, чтобы создать на этом месте уникальный ландшафтный дизайн входной группы будущего парка лесного кладбища с родовыми захоронениями.
На входе в главную часть Мемориала вас встретит величественный - на десятки гектаров - с любовью ухоженный газон, который венчает мощный Крест Спасителя. Газоны кладбищ земли Северный Рейн-Вестфалия (которые казались большими) на границе Германии и Нидерландов вмиг стали похожи скорее на детские площадки.
Все величие Креста оцениваешь уже вблизи. Перед ним вход в сектор захоронений с масштабными родовыми местами, тяжелыми надгробными сооружениями, обрамленные с любовью смоделированными скульптурами из кустарника, открывается рукотворной аркой из вьющихся растений.
На этих же участках также места в колумбариях с мощными стенами метровой толщины. В них – родовые захоронения из 11-ти и более членов семьи. Как места в земле, так и родовые захоронения в стене, это целая эпоха для семьи, родовое дерево из нескольких поколений.
Намогильные сооружения семейных захоронений несмотря на небольшой рост, трогают до глубины души своим индивидуальным оформлением. Многие семьи украшают свое пространство: озеленением и подбором цветов, библейских скульптурок и фарфоровых игрушек, фонариков и колокольчиков, звоночков и погремушек, лампадок и декоративных свечек.
Никому и в голову не придет не то, чтобы что-либо украсть, а даже переставить или просто притронуться, потревожив покой и убранство родовых могил, вторгнуться в чужое пространство покоя, памяти и любви.
См. видео панорамы родовых захоронений Skogskyrkogården
Такого, как на Лесном в Стокгольме, я раньше не видела нигде в мире. Поражают не просто чистота и уход. На каждом шагу работают озеленители, дворники, садовники. Вся техника, включая мини-тракторы, которые собирают шишки, абсолютно бесшумна. Ничто не нарушает музыки природной тишины. Все подчеркивает величие и бессмертие вечности.
См. видео уборки специальной техникой шишек
В центре Мемориала размером с несколько футбольных полей, справа от Креста Спасителя рукотворный холм этажей в пять высотой, и ведущая к ней Дорога жизни как дань памяти тем, кого с нами уже нет.
У подножия холма и животворящего Креста на берегу озера с лебедями и белыми лилиями расположилось место церемоний под открытым небом, что дает возможность в минуты прощания ощутить временность нашего пребывания на Земле. Нам всем нужно научиться ценить каждую минуту, каждый миг Божественного дара жизни.
Наконец, когда мы уходим влево от Креста, то оказываемся возле похоронного дома с его часовнями Веры, Надежды и Святого креста. Слева от них в глубине леса скрытое от глаз расположилось здание крематория, а рядом «замаскированный» могучими деревьями въезд и входы в него.
См. видео панорамы главного сектора Skogskyrkogården
Величественный зал прощания для гражданских общественных церемоний
раза в три больше тех, что нам приходилось раньше увидеть в Европе. При необходимости вместит до тысячи человек без проблем. Строгие ряды сидений, впереди постамент, трибуна, звуковая и видео аппаратура, сцена, государственные сине-желтые флаги, орган для мессы.
Особого внимания заслуживает крытая площадь перед большим залом. В центре величественный памятник со многими скульптурами на библейский сюжет, посвященный тем, кто уже никогда не вернется.
Под этим внушительных размеров навесом без проблем разместятся сразу несколько прощальных процессий.
Примечательно, что в зал прощания все проходят по пригласительным, и священник или организатор ритуала, в зависимости от характера похорон, никого постороннего не пропустит.
Внутри церковного зала прощания при крематории, куда удалось на мгновение заглянуть, все в коричневых тонах, роспись стен напомнила наши православные фрески, на стене рядом со скульптурой Спасителя, белыми свечами и иконами стоял портрет женщины. Стало понятно, почему гроб белого цвета.
Священник и его помощники в торжественном религиозном одеянии и в белых накидках. Время началу заупокойной мессы, и потому ворота перед посторонними закрылись…
О том, с какой любовью, с каким трепетом относятся шведские семьи к памяти об ушедших, свидетельствуют мелкие детальки в местах захоронения. Крылышки ангела, импровизированные врата рая, цветочные композиции, фонарики с лампадками.
Особенно же тронули могилы со светильниками и декоративными подсветками на солнечных батареях. Днем освещенные ласковыми скандинавскими лучами солнца, а ночью – энергией солнечных накопителей, они символизируют материнскую любовь, память и скорбь о любимой, безвозвратную потерю, чью-то маленькую но дорогую сердцу дань памяти. Где несостоявшемуся совершеннолетию, где скоротечной любви, а где-то несбывшейся мечте, разбившемуся завтра, но такому вечно любимому вчера…
Вечные огоньки, словно сошедшие с небес, освещают последний приют, оставляя живою лишь память в минуты молчания, воспоминаний, тихой печали и душевных страданий…
На кладбище можно встретить храмы различных христианских церквей. В большинстве Церквей, несмотря на невнушительные размеры, установлены органы, есть специально отведенные места для хора.
Один из храмов на Лесном кладбище Стокгольма – Храм протестантской церкви для моряков
Что особенно запомнилось на участках в заповедной зоне. Отношение человека к природе. Стройные ряды вековых деревьев словно оберегают молодые побеги растений. Их никто не срубает, не подрезает и не пересаживает. Наоборот, их всячески оберегают, где нужно – подвязывают и в случае необходимости следующего захоронения просто отступают от этого места, давая возможность развиваться молодому, едва набирающему форму деревцу.
Это и есть живой заповедник на практике, мирно уживающийся с местами погребения. Два мира, как два символа – вечного и живого, дополняют друга друга, мирно сосуществуют, показывая пример любви к природе и уважения к родовой памяти.
Отдельно стоит остановиться на старой части кладбища. Взглянув на даты смерти первых участков, на которые мы зашли (20-40-е годы ХХ в.), становится очевидным, что старые участки здесь никто не разравнивает со временем, как во многих европейских странах, а давно умерших не сжигают. Поэтому каждый покоится столько, сколько будет служить кладбище. Прихорон в одном месте является ключевым. Так выстраивается родовое дерево ушедших навсегда родных и близких.
А вот одно место в старом «квартале» не заметить было невозможно. Зона отдыха с фонтанчиками, скамейками, светильниками и альпийскими горками. При близком рассмотрении оказалось, что это и есть территория для развеивания праха. Как правило, так поступают заблаговременно в своем завещании одинокие люди.
Зеленый сектор лесного кладбища. Таблички с именами ушедших в вечность
Но о тех, кто закончил здесь свой жизненный путь, напоминают таблички с именами. Для этого здесь установлены столбики в 1,7 м высотой из мрамора и гранита, где эти таблички и размещены. Место очень красивое и уютное. Вокруг фонтанчиков и искусственных речушек с мини водопадами и фонтанами сидят пожилые люди, читая прессу или просто что-то вспоминая, некоторые играют в шахматы, гуляют мамы с детками в колясках...
См. видео с водопадами и фонтанами на зеленом участке Skogskyrkogården
Позволю себе некоторое отступление. Спустя 20 лет после кончины Фредди Меркьюри его поклонники наконец то нашли его захоронение, или точнее место, где развеян его прах как раз благодаря такому же столбику. Студия группы Queen и дом Фредди длительное время находились в городе Монтре в Швейцарии на берегу Женевского озера. А по соседству, в городе Веве, всего в нескольких километрах от Монтре провел последние годы жизни Чарли Чаплин. Как известно, тело его было похищено сразу после похорон. Меркьюри буквально панически опасался за судьбу своего тела после кончины. Почему, видимо и выбрал для своего праха такую участь наперед.
Небольшая табличка находится на высоком цоколе. Надпись на ней гласит: «In Loving Memory of Farrokh Bulsara. Pour Etre Toujours Pres De Toi Avec Tout Mon Amour». Что переводится, как «В память о Фарух Булсара. Чтобы вечно быть с тобой со всей моей любовью», и подписано «М.»
В финальной части нашего посещения Мемориала наш путь пролег к парковой зоне. Там берет свое начало величественная аллея, ведущая к музейной части кладбища. Действительно, прошлое здесь хранить умеют.
Гладко-глянцевая поверхность плиты на могиле Греты Гарба оставлена без каких-либо украшений, кроме обвода. И выгравированная на ней надпись состоит всего лишь из двух слов: это имя актрисы, написанное от руки
В музее можно узнать о жизненном пути всех похороненных здесь выдающихся личностей, например актрисы Греты Гарба, узнать подробности строительства кладбища-мемориала, все об архитекторах, истории, детали принятия в культурное наследие ЮНЕСКО в 1994-м году, интересные факты о как о прошлом кладбища-мемориала, так и его настоящем.
Отдельно несколько слов о поминальных днях. Небо пылает от сотен тысяч свечей, фонариков, лампадок всех, кто приходил днем помянуть как своих предков, так и недавно умерших родных и близких...
Здесь есть чему гордиться, чему поучиться. Лесное кладбище (Skogskyrkogården) как живое воплощение родового дерева есть ничто иное как культурная память народа. Источники ее формирования, такие как фольклор, мемуары, художественная литература, историография превратятся в сухую информацию для учебников без устной традиции. Память веков в виде родового дерева, как мы увидели на примере Стокгольмского мемориала, и есть живым воплощением устной традиции и исторической памяти народа.
Здесь молятся за небожителей, вспоминают их жизненный путь, учат на их примере детей и внуков, согревая их души благодатным огнем свечи памяти.
Свечи и лампадки, горящие здесь постоянно, - это символ духовного союза с родными и самыми дорогими людьми, с теми, кто уже никогда не придет, но всегда будет хранить и оберегать любовь и нежность домашнего очага потомков. Живой огонь - причастность семьи к Божественному свету, и место благочестивой традиции. Потому во всех поминальных мероприятиях участвуют и самые маленькие представители семей…
Как будешь ты относиться к памяти своего рода, как будешь чтить его, ухаживать за родовым захоронением, таким и будет твое родовое древо, так будут относиться и помнить тебя. Жизнь земная скоротечна, а память вечна…
Почему, собственно, я решила поделиться увиденным? Ответ прост. Очень хотелось бы, чтобы Украина переняла лучшее, что есть в этом мире, научилась беречь каждую минуту, каждый миг Божественного дара жизни. Нам нужно отдать заслуженную дань уважения нашим предкам, независимо от места их захоронения, рискнуть отбросить страх, и научиться быть счастливыми людьми. Даже в памяти следующих поколений. Надеюсь, рано или поздно, государство даст возможность нам украинцам реализовать и показать свое отношение к ушедшим, построить свое Древо жизни. И как знать, может и мы в недалеком будущем, сможем претендовать на место в мировом культурном наследии ЮНЕСКО.
Справка:
Частная фирма на рынке ритуальных услуг Киева «Петр Великий» зарегистрирована в 1994 году. Названа Аллой Ландар в честь своего отца Петра Погребного.
Алла ЛАНДАР