Самые пиратистые пираты
Сомалийские пираты освободили украинских заложников. Кто на очереди у морских террористов?
Сегодня на борт судна Lehmann Timber, где в заложниках находились четверо украинцев, доставили выкуп.
Пираты несколько часов пересчитывали деньги, после чего судно направилось в ближайший порт. Освобожденные украинцы находятся в удовлетворительном состоянии. Точная сумма, переданная захватчикам, держится в секрете, но заложники утверждают, что бандиты потребовали $750 тыс. Известно также, что сначала за освобождение пленников корсары требовали $ 3 млн.
Напомним, вчера, 7 июля, завершился срок ультиматума сомалийских пиратов относительно выкупа моряков-заложников. Немецкий сухогруз «Леман Тимбер» с 15 людьми на борту попал в плен к пиратам 28 мая в Аденском заливе.
Пираты из Сомали по нападению на судна в последнее время действуют очень активно. Так, последним из «дел» был захват 25 мая голландского судна Amiya Scan, на борту которого находилось четверо россиян. Судно направлялось из кенийского порта Момбаса в румынский порт Констанца. В водах Сомали на него и напали пираты. Заложников, за освобождение которых они потребовали выкуп в размере $1,1 млн, отпустили 25 июня. О конечной сумме сделки с пиратами владельцы судна не сообщили.
Сомали, пожалуй, одна из самых «пиратских» стран во всем мире. В стране много лет не существовало четкой централизованной власти. Регионы контролируют морские разбойники, они же - доведенные до отчаяния местные жители. Сомалийцы промышляют грабежами как на море, так и на суше.
Вместе с тем, по сравнению с другими активными представителями «Веселого Роджера» – индонезийскими и гвинейскими, жители этой страны хорошо подготовлены к разбоям и нападениям на иностранные корабли. Они знают примитивный набор английских слов. Кроме того, если в Гвинее, Либерии, Того и Гане бедные пираты на абордаж судна берут по старинке, с ножами для рубки сахарного тростника, то сомалийские разбойники передвигаются с помощью быстроходных катеров и располагают всеми видами стрелкового оружия, в том числе гранатометами и пушками. По некоторым сведениям, значительную часть вооружения и экипировки они получают через посредников в Саудовской Аравии. Тем же путем уходит и часть полученных в качестве выкупа денег.
Раскрыть тайны и обнаружить банды или главарей сомалийских морских разбойников не удается никому. Следует отметить: грабеж судовой кассы пиратами или выкуп за членов экипажа – вопрос один. Другой вопрос – цель организаторов координированных нападений. Ведь тем, кто все чаще оказывается за спиной «корабельных» преступников, требуется совсем другое: на морские просторы выходят политические террористы.
Однако, пока мир бессилен перед опасностью сомалийского региона - международное бюро судоходства предупреждает: лучше не приближаться к побережью Сомали более чем на 100 морских миль.
Современное мировое морское пиратство - это нападения на торговые, рыболовные, вспомогательные и прочие суда с целью ограбления членов экипажа, грабежа грузов, похищения судов с грузами для последующей продажи и для получения выкупа за членов экипажа (если не учитывать вышеназванный политический момент).
Доходы от пиратской деятельности намного больше, чем кажется на первый взгляд. Ведь почти в ста процентах случаев пираты получают за заложников выкуп. Правда, обычно в начале переговоров преступники называют астрономические цифры выкупа (сотни тысяч, десятки иногда даже миллионы долларов), а в конце-концов все сводится к намного меньшим суммам. Но даже если собственники судна (страна, граждане которой попали в плен) отказываются платить, пираты в накладе не остаются и зачастую, в качестве пресловутого выкупа, убив (или отпустив) заложников, отбирают весь груз корабля.
Новые тенденции, происходящие сейчас в мире морских нападений, имеют вполне определенные особенности. Нападения на судна делятся, в основном, на две категории - организованные по образцу военной операции похищения кораблей вооруженными боевиками с целью взятия в заложники членов экипажа для их последующего выкупа; и похищения буксиров, барж. При анализе нападений четко прослеживается тенденция - рост нападений с использованием нескольких плавсредств, когда атакующие подходят к цели с нескольких направлений сразу и открывают массированный огонь по корпусу и настройкам судна, пытаясь его остановить. Это особенно заметно в водах Индонезии, Маллакского пролива и острова Бинтан.
На данный момент во всем мире нет более эффективных способов борьбы с пиратами, чем удовлетворение их требований. Дипломатические ноты – это не тот способ, которым можно воздействовать на морских разбойников. Поэтому во многих государствах существуют полулегальные конторы по оказанию посреднических услуг и передаче денег пиратам. Эти организации по молчаливому согласию властей почти не контролируются ни полицией, ни спецслужбами.
В Украине подобных специалистов и специальных агентств нет. Не существует и государственной системы юридической адаптации моряков, попавших к пиратам. Примером служит случай, произошедший в 2002 году в водах Сомали, когда преступники захватили ливанское грузовое судно «Принцесса Сара» с экипажем из 8 украинцев.
За освобождение моряков пираты требовали $200 тысяч. Переговоры с разбойниками вел собственник корабля, ливанский бизнесмен Тауфик Исса. Переговоры шли почти два месяца, во время которых наши моряки были закованы в кандалы и содержались в адских условиях. В конце концов, выкупленный экипаж покинул корабль без денег и личных вещей. Моряки подали в Жовтневый районный суд Мариуполя иск к крюинговой компании «Азовтехтранс» с требованием выплатить зарплату (суммарно – около $13 тыс.) и возмещение морального ущерба, который они оценили в 60 тыс. гривен. Требования украинцев являлись вполне законными, если учитывать состояние и причины захвата судна в Сомали. Ведь корабль Иссы был построенное в 1976 году и, отправляясь в плавание, был фактически в аварийном состоянии. Из-за неспособности судна покинуть регион, его и захватили местные пираты.
Однако украинские власти моряков в данном случае не поддержали: в Мариуполе больше опасались влияния Тауфика Исс. Его адвокаты, как известно, пригрозили Азовскому морскому пароходству в случае попытки поддерживать моряков разорвать контракт в одностороннем порядке и арестовать любое из украинских судов.
Это не единственный случай, доказывающий политику отстранения украинских властей от проблем как заложников, так и уже освобожденных пострадавших моряков. Не раз общественность имела возможность наблюдать за тем, как после захвата украинцев в заложники власти длительное время делают только то, что «внимательно изучают сложившуюся ситуацию». А выкупают у пиратов украинских граждан иностранные судовладельцы и государства. Часто максимум, на что приходится рассчитывать тем, кто вернется из плена - ордена за мужество, на которые не скупится Президент.
Дарья Светличная