Нееврейские имена на карте Израиля
Джон Паттерсон, Эрец Исраэль, 1917 Орд Вингейт незадолго до гибели
Любой любознательный турист может без труда изучить историю Израиля по названиям населенных пунктов, площадей и улиц страны. Имена тех, кто сыграл заметную роль в становлении еврейского государства, увековечены на карте. Среди них есть и не евреи — друзья, помогавшие нам в трудные времена. Друзей не забывают, а их помощь ценят и помнят.
Прежде всего упомянем министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура, который 2 ноября 1917 года направил письмо лорду Ротшильду, где сообщалось о намерении правительства Его величества создать в Палестине национальный очаг для еврейского народа. Этот документ получил название Декларации Бальфура. Именем британского аристократа в Эрец Исраэль называли улицы еще при его жизни, а в 1922-м в Изреэльской долине был создан мошав Бальфурия.
***
Куда менее известен соотечественник Бальфура — Орд Вингейт, имя которого носит израильский Институт физической культуры и спорта.
При этом спортсменом сам Вингейт не был. Семья этого британского офицера принадлежала к движению евангельских христиан, которых отличает крайне уважительное отношение к Ветхому Завету. В 1920-е годы у выпускника Королевской военной академии проявляется интерес к Ближнему Востоку. Он проходит курс арабского языка, служит в Судане на границе с Эфиопией, занимаясь перехватом работорговцев и браконьеров, торгующих слоновой костью. В это время он овладевает искусством патрулирования и устройства засад. В сентябре 1936 года Орд Вингейт получает назначение в качестве офицера разведки при штабе британских вооруженных сил в подмандатной Палестине.
В воссоздании еврейского государства в Палестине Вингейт увидел свой религиозный долг. Это время арабского восстания, в ходе которого подвергались атакам как еврейские, так и британские объекты. Хорошо подготовленный боевой офицер начинает действовать, создавая и обучая мобильные ударные группы во главе с британскими офицерами, но состоящие из еврейских бойцов. В тесном сотрудничестве с руководством Хаганы Вингейт формирует и специальные ночные отряды и сам становится командиром одного из них. Его опыт перехвата бандитских шаек пришелся как нельзя кстати. Именно под началом Вингейта набирался опыта юный Моше Даян.
В мае 1939 года офицера отзывают из Палестины — мандатным властям очевидно, что в его лице евреи получили опытного консультанта, а в усилении Хаганы британцы не заинтересованы. Вторую мировую Вингейт встретил в Великобритании командующим батареей противовоздушной обороны. Понимая, что война может перекинуться в Северную Африку и на Ближний Восток, он обращается к командованию с призывом создать еврейскую армию в Палестине, которая станет союзником британцев. Отклика это предложение не нашло. Сам подполковник сражается с итальянцами в Восточной Африке, участвует в освобождении Эфиопии. В феврале 1942-го он прибывает в Бирму, где воюет с японцами. В марте 1944 года самолет, на котором летел генерал-майор Орд Вингейт, разбился на северо-востоке Индии, в штате Манипур.
Вне всякого сомнения, Вингейт был талантливым военным (сам Черчилль назвал его одним из блестящих героев Второй мировой), хотя и весьма эксцентричным человеком. Его искренние сионистские убеждения тоже считали чудачеством. Тем не менее в Израиле о нем помнят с благодарностью. Улицы и площади имени Вингейта есть во многих городах страны, в его честь названа молодежная деревня Ямин Орд на склоне горы Кармель и сосновый лес в Гильбоа.
***
На севере Израиля, недалеко от Акко, находится кибуц Кфар-Масарик, получивший имя первого президента Чехословакии Томаша Масарика. Чем заслужил президент признательность евреев?
Томаш Масарик |
Президент Чехословакии (слева) в ходе визита в Эрец Исраэль, Иерусалим, 1927 |
В детстве Томаш верил рассказам о том, что евреи используют христианскую кровь; завидев еврейский дом, переходил на всякий случай на другую сторону улицы, но повзрослев, понял всю глупость подобных утверждений и стал активным защитником равноправия евреев. В 26 лет Масарик — уже доктор наук, профессор Пражского университета. С 1891 года он депутат парламента Австро-Венгрии.
Репутацию юдофила Масарик приобрел после участия в деле Леопольда Хилзнера — еврея, обвиненного в ритуальном убийстве 19-летней чешской девушки. После вынесения парню смертного приговора юрист публикует статью, детально указав на все нестыковки следствия и влияние религиозных предрассудков на свидетельские показания. Смертный приговор был отменен, хотя Хилзнер был обвинен по другому делу и отправлен в тюрьму. Вмешательство Масарику не простили, назвав предателем христианства и объявив, что он подкуплен евреями. Профессор даже был вынужден прекратить чтение лекций в университете. Впоследствии выяснилось, что после освобождения Хилзнера из тюрьмы Масарик долгие годы помогал ему из собственных средств.
Сразу после публикации Декларации Бальфура Томаш Масарик становится безоговорочным сторонником сионизма. Незадолго до своего 75-летия, уже в ранге президента, он принимает у себя Хаима Вейцмана, которого заверяет в полной поддержке его деятельности.
Восхищение сионистами он выказал и в ходе своего визита в Палестину. При Масарике Чехословакия была одной из немногих стран Европы, где отсутствовала дискриминация евреев на государственном уровне. Сюда приезжали на учебу студенты-евреи из государств, где существовала гласная или негласная процентная норма.
Учитывая все это, неудивительно, что кибуц в Западной Галилее, ряд основателей которого были выходцами из Чехословакии, получил название Кфар-Масарик.
***.
Весьма своеобразно сохранена в Израиле память о другом убежденном сионисте-христианине — Джоне Генри Паттерсоне, которого нынешний израильский премьер назвал «крестным отцом израильской армии».
Паттерсон родился в 1867 году в Ирландии, в 17 лет начал службу в британской армии. В 1898 году был командирован в Кению — руководить строительством железнодорожного моста через реку Цаво. Здесь он лично убил двух огромных львов-людоедов, по ночам проникавших в лагерь. Этому посвящена первая книга Паттерсона, ставшая основой трех фильмов (в последнем из них роль Джона сыграл Вэл Килмер).
С началом Первой мировой подполковник был назначен командиром сионистского Отряда погонщиков мулов, сформированного из палестинских евреев-добровольцев. Заместителем Паттерсона был Йосеф Трумпельдор. Этот отряд стал первым еврейским воинским подразделением за последние два тысячелетия.
Вскоре Джон Генри Паттерсон возглавил Еврейский легион, формирование которого было начато в августе 1917 года для освобождения Палестины от власти Оттоманской империи. Солдаты Легиона участвовали в боях с турецкими войсками в Иорданской долине, а также в сражении за Иерусалим. Около 90 человек погибло. К еврейскому подразделению относились с недоверием, но Паттерсон отстаивал интересы своих бойцов перед британским командованием.
Выйдя в 1920 году в отставку, Паттерсон продолжал поддерживать сионистское движение. После прихода к власти Гитлера он стал членом Комитета по спасению евреев Европы и сторонником создания еврейской армии для борьбы с нацистами.
Паттерсон был другом Зеэва Жаботинского и его секретаря Бенциона Нетаниягу — отца нынешнего премьер-министра Израиля. Своего первого сына — Йонатана (погибшего впоследствии в ходе операции в Энтеббе) — Бенцион Нетаниягу назвал в честь Паттерсона. Подполковник-протестант даже присутствовал на обрезании мальчика и подарил серебряную чашку с надписью «Моему любимому Йонатану от подполковника Джона Генри Паттерсона».
Паттерсон умер в 1947 году в Калифорнии, не дожив год до провозглашения государства Израиль. Известно, что он мечтал быть похороненным с женой в Израиле, рядом с людьми, которыми командовал во время Первой мировой.
Принимая во внимание волю этого друга еврейского народа, при участии премьер-министра Нетаниягу, в 2014 году останки супругов Паттерсон были перезахоронены на кладбище кибуца Авихайль, где погребены некоторые из воинов Еврейского легиона.
Нелегальные иммигранты на корабле, названном в честь Джосайи Веджвуда
***
В самом центре Израиля, вблизи так называемой Зеленой черты, расположен мошав Ган Йошийя. Название свое он получил в честь Джосайи Веджвуда — морского офицера, депутата британского парламента. В годы Первой мировой он знакомится с Йосефом Трумпельдором, придя к определенным выводам в отношении британской политики в Палестине.
В июне 1922 года Лига Наций вручает Великобритании мандат на управление Палестиной. Тогда же на части подмандатной территории, выделенной для еврейского национального очага, провозглашается эмират Трансиордания. Лейборист Веджвуд одним из немногих резко выступает в британском парламенте против подобного расчленения Палестины. Он дважды посещает Эрец Исраэль — в 1926 и в 1934 годах — и становится защитником еврейских интересов. Название его изданной в 1926 году книги более чем красноречиво: «Палестина: борьба за честь и достоинство евреев». В 1928 году, в своей следующей книге, он призывает к созданию независимого еврейского государства на обоих берегах реки Иордан.
Наибольшим уважением Веджвуда из еврейских лидеров пользовался Зеэв Жаботинский. Во время арабского восстания 1936 года по рукам стала ходить небольшая брошюра под названием «Полковник Веджвуд призывает еврейскую молодежь к восстанию». Нет нужды перечислять все шаги британского политика в защиту евреев, достаточно сказать, что один из кораблей, перевозивший нелегальных эмигрантов, был назван его именем. Как, впрочем, и многие улицы в Израиле. После кончины барона Веджвуда в 1943 году Бен-Гурион направил телеграмму его семье, где, выразив соболезнования, подчеркнул, что сионистское движение потеряло одного из своих героев.
***
Из списка тех, чьи имена увековечены на карте Израиля, часто исключают Ян Смэтса — дважды премьер-министра Южно-Африканского Союза, фельдмаршала британской армии и члена Имперского военного кабинета под началом Уинстона Черчилля в годы Второй мировой. Смэтс был единственным человеком, подписавшим документы об окончании и Первой, и Второй мировых войн.
Премьер-министр Южно-Африканского Союза Ян Смэтс на обложках журналов Life и Time
С позиций дня сегодняшнего Смэтс — противоречивая фигура. С одной стороны — он поддержал Декларацию Бальфура, с другой — был вице-премьером в 1937 году, когда в стране приняли «Закон об иностранцах», практически перекрывший еврейским беженцам въезд в Южную Африку. И все же заслуг у Смэтса явно больше: личная дружба с Хаимом Вейцманом, помощь различным сионистским организациям, критика так называемой Белой Книги 1939 года, ограничившей еврейскую эмиграцию в Палестину. Южная Африка была одной из первых стран, признавших государство Израиль сразу после его провозглашения.
Во многих израильских городах есть улицы имени Яна Смэтса. В честь него назван кибуц Рамат-Йоханан на севере страны, где во время Войны за независимость шли тяжелые бои.
Конечно, это далеко не полный список друзей Израиля, в честь которых названы те или иные топонимы. Во многих израильских городах, например, есть улицы Короля Георга и генерала
Алленби, встречаются и улицы Черчилля. Среди примерно 12 тысяч различных названий израильских улиц нашлось место и гениям, никакого отношения к евреям или Израилю не имевшим, — Леонардо да Винчи, Шопену, Пушкину, Горькому и т.д. Есть и вовсе экзотические названия, вроде улицы Разносчиков воды, Продавцов папирос или Конца света. Хотя самая популярная улица в такой политизированной стране, как Израиль, носит абсолютно нейтральное название — Оливковая.
Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»