Правительство Уругвая озаботилось судьбой нацистского орла
Изгнать или оставить? Нацистский бронзовый орел со свастикой оказался в центре дискуссий… правительства Уругвая. Редкая для этих широт реликвия украшала немецкий линкор «Граф Шпее», затопленный в декабре 1939-го в нескольких милях от Монтевидео.
Как пишет "ХАДАШОТ", судно было спущено на воду 30 июня 1934 года в нарушение Версальского договора и было прозвано «карманным линкором» за небольшой вес и мощные орудия. Корабль принимал активное участие в гражданской войне в Испании.
Накануне Второй мировой «Граф Шпее», согласно плану, одобренному лично Гитлером, был направлен в южную Атлантику, где за несколько месяцев потопил 11 британских торговых судов, заслужив славу морского рейдера.
13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров — в историю этот бой, о котором снят фильм и написано немало книг, вошел как сражение при Ла-Плате.
Британцам удалось вывести из строя систему управления артиллерийским огнем на «карманном линкоре», и тот бросил якорь в бухте Монтевидео. Корабль нуждался в ремонте, но 24-х часов, предоставленных для этого правительством Уругвая, было явно недостаточно. Кроме того, британские агенты пустили слух, что на выходе из бухты немцев поджидает мощная английская эскадра. Капитан Лангсдорф поставил в известность Берлин, получил приказ не допустить захвата судна и 17 декабря взорвал корабль. Команда сошла на берег и была интернирована в нейтральной Аргентине. Капитан застрелился 20 декабря в Буэнос-Айресе, обернувшись во флаг своего корабля, и был похоронен в Буэнос-Айресе со всеми воинскими почестями — последний долг ему пришли отдать даже британские моряки.
Что касается «Графа Шпее», то он затонул в нейтральных водах на мелководье, часть оборудования сняли англичане, корпус разобрали на лом местные жители. Но лишь в феврале 2006-го поисковики обнаружили и подняли огромного — весом в 400 кг. — бронзового орла с кормы корабля. И тут началось. Продать находку не разрешили, более того, в 2014-м Верховный суд Уругвая постановил, что она принадлежит государству.
Недавно нацистский орел, который хранится на складе военно-морского флота, вновь оказался в центре внимания. Министр обороны лично встречался с лидерами четырех политических партий и членами Центрального еврейского комитета страны по поводу дальнейшей судьбы реликвии. Глава общины Исраэль Бушканец заявил, что главное — не допустить превращения орла в культовый объект для паломников-неонацистов. «Если он будет продан за пределы страны, проблема будет снята», — подчеркнул он.
Бывший президент Хулио Мария Сангинетти, напротив, считает, что орел должен остаться в Уругвае как исторический объект. «Представить, что это может привести к определенному нацистскому культу, абсурдно, ведь это памятник их поражения», — полагает экс-президент. В скобках заметим, что немецкая община Уругвая насчитывает около 40 000 человек, и большинство из них приехали в страну после войны.
Против продажи орла выступает и Германия, где очень чувствительны к нацистской символике. Выходом могла бы стать музейная экспозиция, в которой артефакт занял бы достойное место, но все упирается в вопрос финансирования.
Максим Суханов