Чилийские евреи и "импортный" конфликт
Шай Агосин
События в одной из самых благополучных стран Латинской Америки — Чили — редко попадают на полосы еврейских СМИ. Большинство местных евреев (община насчитывает порядка 15 000 человек) принадлежат к среднему и высшему классам общества, уровень смешанных браков довольно низок, подавляющее большинство детей учатся в еврейских школах.
Как пишет "ХАДАШОТ", чилийский антисемитизм (куда ж без него) имеет свою специфику. Дело в том, что страна стала домом для крупнейшей на континенте палестинской диаспоры, насчитывающей около полумиллиона человек. Мусульман среди них почти нет, но христиане занимают не менее резкую антиизраильскую позицию, что рикошетом бьет по чилийским евреям. Перечисление организаций, ведущих активную антиизраильскую пропаганду, заняло бы не один абзац: Молодежная ассоциация в поддержку Палестины, Фронт освобождения Палестины, Союз палестинских студентов, Палестинская федерация Чили, и прочая, и прочая.
Иногда доходит до прямых столкновений, как в ходе недавнего футбольного матча между командами Estadio Israelita Maccabi и Club Palestino. После удаления с поля нескольких игроков Club Palestino, выкрикивавших расистские и антисемитские оскорбления в адрес соперников, игра была приостановлена. Более того, почти 200 фанатов палестинской команды угрожали еврейским спортсменам, а один из них выскочил на поле и, размахивая палестинским флагом, напал на «вражеского» футболиста с воплями: «А вашим флагом я подтираю задницу, и мы убьем вас, долбанных евреев». Фанаты преследовали футболистов-евреев даже в раздевалке, а после матча игроки Maccabi обнаружили на своих машинах нацарапанные нацистские лозунги.
Игроки Club Palestino в форме с изображением карты Палестины, включающей всю территорию государства Израиль
В свою очередь, через несколько дней на стенах Club Palestino были обнаружены граффити со словами «арабские террористы», «Палестины не существует» и «Ам Исраэль хай» со звездой Давида. Характерно, что еврейская община осудила акт вандализма, выразив солидарность с палестинскими согражданами. «Члены общины крайне обеспокоены ситуациями, никогда не происходившими в нашей стране и исходящими из групп, которые хотят агрессивно и насильственно импортировать конфликт, происходящий за тысячи километров отсюда», — заявил президент еврейской общины Чили Шай Агосин.
Звучит сколь примирительно, столь и утопично, потому что конфликт продолжился на страницах ведущей ежедневной газеты страны El Mercurio, где палестинские активисты опубликовали статью под названием «50 лет оккупации и апартеида в Палестине». Еврейская община ответила через несколько дней своим материалом, где особо подчеркивалось, что «для установления мира требуются два партнера», и перечислялись все мирные инициативы Израиля, отвергнутые противоположной стороной.
Еще одно поле боя между общинами — ситуация вокруг движения «Бойкот, изоляция и санкции» (BDS), активистам которого Израиль блокирует въезд в страну. Так, в апреле был запрещен въезд исполнительному директору Палестинской общины Чили Анвару Махлуфу, хотя он уже посещал Израиль ранее. На этот раз Махлуфа обвинили в подаче ложной информации о цели своей поездки. Вскоре из Израиля был выдворен член палестинской общины Чили по имени Омар Саламе, депортацию которого осудил чилийский МИД.
Синагога и общинный центр Сантьяго-де-Чили
Параллельно под давлением BDS в нескольких чилийских университетах были отменены лекции известного израильского антрополога, сотрудника Управления древностей Джо Узиэля. Еврейская община, разумеется, осудила этот шаг, хотя нашлись и евреи, воспринявшие дискурс BDS с пониманием. Так, Алан Рюкерт, съездивший в свое время в Израиль по программе «Таглит», участвует сегодня в пропалестинских маршах и призывает не отождествлять евреев с сионистами. Таких, как он, среди евреев Чили единицы — антисионизм является уделом маргиналов.
С другой стороны, местные евреи прекрасно интегрированы в политическую и общественную жизнь Чили и действительно ощущают ближневосточный конфликт далеким и «импортированным». Еще в 1960-х еврейские имена можно было найти среди ведущих политиков, министров, интеллектуальной элиты — это продолжилось и при Альенде, и при Пиночете (одним из ближайших соратников которого стал начальник штаба ВВС генерал Хосе Бердичевский-Шер, впоследствии посол Чили в Израиле), и после возврата страны к демократии в конце 1980-х. Но… Ближний Восток становится ближе, что вносит свои коррективы в жизнь, как называет Чили Шай Агосин, «мирной и красивой страны».
Александр Файнштейн