11:25 / 12.11.2015 Мир

Российский план в Сирии провальный - СМИ

Соглашение между Ираном и западными странами по ядерной программе драматически повлияло на ситуацию в Сирии. Перед подписанием этого соглашения режим Асада понес серьезные потери: большую часть Голанских высот была захвачена мятежниками, в частности, группировкой «Джабхат ан-Нусра». Параллельно на северо-западе страны коалиция исламистских группировок захватила значительные районы провинций Идлиб, Алеппо и Хама и намеревались продолжить оттуда наступление на «Алавистан» — прибрежные города Латакия и Тартус. Подписанное с Тегераном соглашение показало России, что режим аятолл готов оказать серьезную поддержку Асаду в борьбе против «Исламского государства» и других группировок, и тогда президент Владимир Путин решил принять участие в военных действиях.

Решение разместить в Сирии российские войска изменило карту сопротивления. «Джабхат ан-Нусра» объединилась с умеренными группировками в коалицию под названием «Джаиш аль-Фаттах», чтобы усилить свои возможности и вместе противостоять правительственным и российским войскам.

Российские дипломаты объясняли в кулуарах, что Путин руководствуется очень ясным подходом: вместо сильного и стабильного режима придут джихадисты. По словам этих дипломатов, не менее двух тысяч человек прибыли в Сирию из Чечни и с Кавказа, и Путин предпочитает воевать против них в этом регионе, а не на границах России.

Российский военный план в течение минувшего месяца предусматривал удары с воздуха, наносимые самолетами и вертолетами, и операции сухопутных войск. Параллельно сирийские правительственные войска сформировали новый корпус, в который вошли несколько дивизий, недавно разбитых боевиками ИГИЛ. Соединение получило название Четвертого корпуса. К нему должны примкнуть боевики ливанской «Хезболлы» и не менее двух тысяч иранских военных. Все вместе они намерены вернуть Асаду контроль над Хомсом, Алеппо и Идлибом, а также над сирийским Курдистаном. Русские пытались собрать широкую коалицию и предложили присоединиться к союзу сирийским курдам и «Свободной сирийской армии», но встретили отказ.

Российский план не выдерживает испытания реальностью

Российские войска наносят не менее 50 ударов в день. Но большая часть атак направлена на «Сирийскую свободную армию», а не на ИГИЛ. По оценке Израиля, лишь 20% ударов приходится на долю объектов ИГИЛ. Параллельно растет число жертв среди мирных жителей, в отличие от американских бомбардировок, которые представляют собой, в основном, точечные ликвидации, и учитывают вероятный сопутствующий ущерб.

Мятежники же, напротив, смогли причинить потери российским бронетанковым войскам (так в тексте, вероятно, имеются в виду сирийские войска — прим.пер.). С начала российской операции иранцы потеряли не менее 50 человек, а «Хезболла» — не менее 70. С начала сирийской гражданской войны ливанская группировка потеряла более 1200 человек убитыми и более 5000 — ранеными. Российская армия хранит в тайне данные о своих потерях.

По оценке Израиля, Россия увязла в сирийском болоте. В течение месяца планировалось захватить Идлиб, но бои с мятежниками продолжаются. Потерпев неудачу в попытке договориться с «хорошими» оппозиционерами, исключая ИГИЛ, русские попытались прийти к соглашению с Саудовской Аравией, Турцией и другими странами, чтобы сформировать фронт против ИГИЛ, но не преуспели и в этом.

В России постепенно усиливается критика операции в Сирии, и этому наверняка способствовал взрыв российского самолета над Синайским полуостровом. Министр обороны Израиля Моше Яалон сказал, что, с высокой степенью вероятности, имел место теракт. Если это действительно так, то синайское отделение ИГИЛ значительно наберет вес в глазах командования группировки в Ираке, что выразится в материальной поддержке с целью организации новых терактов. Это должно беспокоить не только Египет, но и Израиль.