Как выдающийся российский актер попал в нерв взаимоотношений братских народов
Воистину, простота хуже воровства. Ей-богу, оправдания Олега Павловича после откровений об «убогих украинцах» выглядят еще более омерзительно. Конечно, скверно (и, как верно подметил обиженный Табаков, неэтично) не предупреждать человека о том, что берешь у него интервью.
Может ведь и разоткровенничаться... Что, собственно, и произошло с народным артистом СССР, лауреатом «Чайки», «Хрустальной Турандот», «Золотой маски», и прочая, и прочая. Бывает. Но Табаков — как он сам себя называет — государев человек — оказался вполне в тренде. Более того, ему удалось подхватить оба тренда, актуальных сегодня в отношении «братского» народа.
Отголоски первого, собственно, и вызвали скандал — а ведь актер просто заявил, что …во все времена их (т.е. украинцев) лучшие представители интеллекта, литературы — по сравнению с русскими — были где-то на второй или третьей позиции. Но разве не та же риторика, пусть и в более политкорректной обертке, царит сегодня в российском общественном дискурсе? Разве украинцам и Украине не приписывается ущербность абсолютно во всех сферах — политической, экономической, культурной?
Другой тренд лауреат ордена Дружбы народов озвучил в послесловии к своим «мыслям вслух». Мол, русскую и украинскую культуры считал и считаю единым целым и называю эту культуру… русской. Другими словами: нет вас, украинцы — вышиванки носите себе на здоровье, это даже забавно, но как субъект истории — вы ж понимаете…
Как русскоязычный коренной киевлянин могу утверждать: ничто не разводит так оба народа по разные стороны баррикад, как эти «июльские тезисы». Речь именно о народах, а не элитах и записных пропагандистах с обеих сторон.
Украинская культура не нуждается в адвокатах — она типична для любого безгосударственного народа. Этот язык кажется вам смешным, а литература хуторянской — что ж, имеете право, но… это их — украинцев — культура, не ваша. Олега Павловича раздражают разговоры об «особом пути украинской культуры», он полагает, что в отрыве от русской она «растворится и сгинет». А собственно, почему? Португальская культура веками пребывала в тени более мощной испанской, но португальцы не только от нее не отказались, но и активно развивают, без оглядки на соседей. Просто потому, что это их культура, а не братского испанского народа. Чехия столетиями боролась с немецкой экспансией во всех областях и, обретя независимость, пережила взлет национальной культуры. Ей по-прежнему далеко до достижений немецкой? Пожалуй, но это культура народа, живущего в своей стране и на своей земле, — для чехов это принципиально. И разве, например, евреи — пионеры новой ивритской культуры — не отказались от давно ставших «своими» и куда более великих русской, немецкой и прочих культур в пользу скромной, делающей первые шаги культуры Земли Израиля?
С другой стороны, разрыв с Россией, который беспокоит выдающегося актера, уже произошел — и язык здесь не причем. Киев как говорил по-русски, так и говорит, при этом именно в последние полтора года многие украинцы, воспитанные на русской культуре, впервые почувствовали себя украинцами. Надо ли объяснять, почему? Никакой «Правый сектор» не сделал столько для становления украинской политической нации со своими интересами и своим видением будущего, как «братская» Россия и лично Владимир Владимирович Путин.
Впрочем, и это не ново. Для 78% ирландцев родным языком является английский, но не стоит на этом основании делать выводы об их идентичности и отношении к братскому английскому народу.
Что же касается наших палестин, то можно бесконечно говорить об общности судьбы русских и украинцев, славянском братстве и духовных скрепах, но… По сути Табаков озвучил тот нехитрый выбор, в рамках которого большинство россиян определяют свое отношение к украинцам. Вариант первый: вы — это те же мы, но в роли фольклорного ансамбля — чубы, вышиванки и пр., то есть, вас как народа не существует. И второй: вы, конечно, народ и даже братья нам, но… меньшие, по словам Олега Павловича, «где-то на второй или третьей позиции».
И как после этого Украине не уйти в цивилизационный и ментальный отрыв? Особенно, когда стало очевидно, что на Донбассе страна воюет не с шахтерами и трактористами, прикупившими в ближайшем военторге «Грады», «Буки» и «Ураганы», а с… ну, вы догадались. Причем, тех, о ком вы догадались, поддерживает большинство россиян, а 45% из них, согласно опросам, были бы рады видеть своего родственника или знакомого воюющим на востоке Украины.
Какая уж тут общность судьбы… И дело даже не в том, что украинцы против того, чтобы Россия поднялась с колен. Вовсе нет. Они просто хотят, чтобы она делала это в своей избе, а не в их хате.
Глупо отрицать, что за много веков пребывания, как говорит руководитель МХТ, в непросветленном состоянии украинцы обросли комплексами в отношении России. Это естественно для народа, не имевшего своего государства и веками пребывавшего в составе разных империй. Куда интереснее, что события последних двух лет демонстрируют, что Россия больна Украиной в намного большей степени, чем можно было ожидать от «первосортной» страны. Ведь без Украины — такой вот непросветленной, второсортной и ущербной — империя, читай — Великая Россия, — невозможна. Поэтому тег Че там у хохлов — ставит диагноз намного точнее, чем все рассуждения о геополитике. И важно не то, что у хохлов проблемы. А то, что решать их они будут без вас…