10:15 / 11.08.2015 Мир

Новые санкции США сильно ударили по Газпрому

В Газпроме сейчас заявляют, что пока слишком рано оценивать влияние санкций на проект

Внесение одного из крупнейших месторождений русского госмонополиста Газпрома – Южно-Киринского в охотском море – в санкционный список США ставит под удар сотрудничество Газпрома с корпорацией Shell, сообщают Власти.нет.

США добавили это месторождение в список 7 августа. Санкционный режим вступил в силу вчера, 10 августа. Согласно ему, запрещаются экспорт, реэкспорт и передача внутри страны оборудования для месторождения, попавшего в список секторальных санкций, если на это нет структура Министерства торговли США.

Если доразведка покажет, что нефть и газ находятся в одном резервуаре Южно-Киринского, то придется сначала извлекать нефть, для чего нужна платформа. Для добычи газа понадобятся подводные добычные комплексы. Такое оборудование производят только американские FMC Technologies, Cameron, GE Subsea и норвежская Aker.

По запасам данное месторождение уступает только Штокмановскому – в Баренцевом море. Компания Shell выражала желание получить долю в месторождении в обмен на свои активы.

В июне Shell и Газпром подписали соглашение о стратегическом партнерстве, причем как в сфере добыче, так и в сфере продаж. И разработка Южно-Киринского была в этом соглашении центральным пунктом. Теперь Shell, похоже, придется пересмотреть свои планы. В противном случае компанию ожидают весьма неприятные последствия, поскольку на США приходится существенная доля активов компании.

США неоднократно подчеркивали, что секторальные санкции против России за ее военную агрессию в Украине будут направлены именно на новые проекты, а не на уже существующие – чтобы не вызвать скачка цен на энергетических рынках.

В прошлом году аналогичным образом был свернут совместный проект Роснефти Игоря Сечина и компании ExxonMobil. Обе прекратили бурение, несмотря на то, что нефть нашли. Однако прецедент Южно-Киринского – это первый случай в истории, когда санкции направлены именно на газодобывающую отрасль.

В Газпроме сейчас заявляют, что пока слишком рано оценивать влияние санкций на проект. Разработка месторождения нужна была ему для того, чтобы повысить мощности проекта Сахалин-2. Отметим, СПГ-завод, принадлежащий этому проекту – единственное в России предприятие по сжижению газа. Соответственно, эта часть нефтегазового сектора РФ тоже оказалась под угрозой. Аналитик московского Альфа-Банка Александр Корнилов уточняет, что без западных технологий и под санкциями Россия не может ни разрабатывать месторождение, ни запускать новые линии Сахалина-2. «Новые санкции – хирургически точный удар по СПГ-проектам Газпрома в Азии», – отмечает он.

К настоящему моменту Shell и Газпром вложили в Сахалин-2 более $20 млрд. Shell заявляет, что сейчас проводит консультации со специалистами на предмет соответствия проектов корпорации санкционному режиму.