С лельником вас, славяне, с «Красной горкой»!
Этот праздник древних славян можно назвать предшественником пасхи. Уж очень много общего наблюдается в символике и традициях этих двух весенних праздников
Для современного человека имя Лели ассоциируется со сказкой «Снегурочка» где Лель - прекрасный юноша, играющий на свирели, однако, в народных песнях Лель - персонаж женского рода. Не случайно основными участниками, посвященного ему праздника были девушки
Праздник «лельник» празднуют 22 апреля, накануне Юрьева дня. Именно в этот праздник селяне впервые выгоняли скот в поле. Еще эти дни назывались «Красной горкой», поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни.
Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели). Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки.
Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни.
Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и Дне Ивана Купалы.
Примечательно, что в весенней обрядности, повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» - и различные игры с ними.
Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности наших предков. Например, выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом». Яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола. Яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве.
Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.
Аналогичные праздники существуют у самых различных народов Европы. В Италии отмечают примаверу - день первой зелени, в Греции еще с античных времен празднуют в этот день возвращение на землю Персефоны, дочери богини плодородия Деметры.
Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность славянских обрядов, связанных с яйцами, однако содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику.В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.