Кривая реальность: Россия обвиняет ЕС в недоброжелательности, хотя сама нарушила все возможные порядки и правила
И Первая, и Вторая мировые войны были войнами за передел мира между альянсами могущественных государств. Поэтому они и назывались мировыми. Российско-украинская война не выльется в третью мировую, поскольку воевать на стороне России никто не хочет, зато против нее образуются самые широкие альянсы.
Скорее, можно говорить о мировой войне против РФ, и предмет этой войны - не передел мира, а передел России, ее экономики и позиций на мировых рынках. Дележ уже начался, и участвуют в нем не только США и ЕС, но и Китай, Япония, Австралия, Израиль, пишет издание "ДС". Россия сама напросилась на эту войну, начав захватывать украинские территории. Многие десятилетия ведущие страны мира старались придерживаться каких-то правил, писаных и неписаных (в том числе и правил приличия). Начав вопреки всем правилам войну против Украины, Россия тем самым подставила себя под удар для всех желающих. Действительно, у нее нет реальных военных союзников. ОДКБ - не более чем надувание щек. Военный потенциал стран НАТО просто смешно сравнивать с возможностями этой организации. Нет у Путина реальных союзников и по экономической части. В ШОС доминирует не РФ, а Китай. В БРИКС Россия имеет все шансы стать лишней буквой. И даже Таможенный союз как никогда близок к развалу. Лояльность Кремлю демонстрируют только государства, в которых при власти находятся левые или антиамериканские силы, но на полноценное партнерство это не похоже. Так что помощи России ждать неоткуда.
Сегодня, когда эффективно работают санкции третьего уровня, а введенные Кремлем ответные санкции только бьют по российскому населению, в Москве начали искать оправдания. Сергей Лавров в отчаянии: "Не было бы Крыма и юго-востока Украины, Запад придумал бы что-нибудь еще"; "США стремятся навязать Европе поставки своего сжиженного природного газа".
Но в том-то и дело, что ЕС и США не могли бы придумать "что-нибудь еще". Ведь даже Крым, поскольку он был захвачен как бы "мирно", Запад, по сути, простил России (для приличия наказав ее санкциями второго уровня). Но Кремль не остановился на достигнутом и только тогда разжег аппетит у "акул". Не они, а Россия нарушила правила мирового общежития - живи мирно, торгуй свободно. Расширение конфликта на восток Украины дало сигнал Западу и Китаю, что одинокого Путина надо валить сейчас, пока он не начал более масштабной войны. И пока у России еще есть газ, нефть, лес и трудоспособное население.
В той искривленной реальности, в которой живет Кремль, Европейский Союз первым напал на Россию, вздумав откусить от нее Украину, которую Владимир Путин искренне считал "не государством" и вообще своей зоной влияния. Разумеется, такая постановка вопроса изначально сильно удивляла Брюссель, поскольку за процессом деградации общественного сознания в России с территории ЕС наблюдали только специалисты, и сама тема внутренней российской политики пребывала в списке маргинальных. Теперь, когда Соглашение об ассоциации синхронно ратифицировано Верховной Радой и Европейским парламентом, острота кризиса отношений между главным союзом субконтинента и агонизирующим обрубком империи Иосифа Сталина взяла новую планку.
Дело в том, что саму Украину ЕС долгое время рассматривал скорее как обузу: ее интеграция в Союз неминуемо влечет за собой массу разнообразных издержек, в частности, убытки от российских экономических нападений, а также необходимость поддерживать на плаву разоряемую вооруженными российскими бандитами систему хозяйствования 42-миллионной страны. В свою очередь, предоставление Украине дальнейших гарантий по мере приближения к НАТО и в конечном итоге согласие на присоединение Киева к альянсу означало бы переход европейских стран от обеспокоенности и возмущения к военному вмешательству в конфликт, защите Украины от безумствующего российского диктатора. Но большинство европейских армий являются карликовыми или декоративными и могут играть лишь вспомогательную роль в контексте масштабных военных операций США, Великобритании и Франции (ранее всегда стоявшей особняком - даже после возвращения в НАТО при Саркози).
Однако сегодня оценка сложившейся ситуации европейцами, а также скорость реакции на нее меняются на глазах. Главная причина проукраинского крена в Брюсселе - восприятие исходящей от Путина угрозы не как обобщенной (какой-то там системе международного права или безопасности, которая подкошена еще косовским кризисом), а конкретной, непосредственно странам - членам ЕС. Этому способствовало, во-первых, совершение ФСБ преступлений на территории Эстонии. Во-вторых, перманентные угрозы МИД РФ в адрес других государств Балтии и сознательное разрушение не то чтобы дружеских, но в свое время приобретших более спокойную тональность отношений с Польшей. Наконец, развернутый Москвой террор в отношении Братиславы и недавно прозвучавшие нелепые обвинения в сторону Бухареста заставляет ЕС и правительства стран-членов довольно глубоко пересмотреть состояние всего фронта европейско-российских связей. На опьяневшего от медовухи шатуна, с ревом лезущего в европейский малинник, стали расставляться капканы. Продолжающееся падение российских рынков и рубля - одно из свидетельств нового положения вещей.
Полной неожиданностью для российского руководства стало утверждение ЕС нового пакета санкций, который оказался лишь несущественно мягче американского. Эпикурейство европейских элит не помешало им увидеть, что потворство Путину способно привести к вторжениям, имеющим своей целью пробивание сухопутных коридоров к Калининграду и румынско-украинской границе, а также, чем черт не шутит, по пути следования заблокированного "Южного потока" - к Белграду. Еще год назад подобные сценарии рассматривались как фантасмагория - но не сегодня.
Именно поэтому создание НАТО группировки сдерживания "Острие копья" не вызвало ни малейших возражений со стороны европейских членов Альянса, а вопрос поставок Украине современных вооружений постепенно переходит из сферы предположений и дипломатических пикировок в практическую плоскость - теперь его готовы обсуждать не только американцы и канадцы, но и европейцы.
Очевидно, что одной из подсознательных и спонтанных целей перехода Кремля к политике милитаризма и поддержки терроризма в Европе была идея о том, что раз Европа невзлюбила путинскую Россию, то пусть ее боится. Что ж, эту задачу можно считать полностью выполненной. Только вот последствия "успеха" для Москвы вряд ли можно расценить как радостные. Воюющая Украина теперь обладает наиболее боеспособной армией в Восточной Европе и превратилась в желанного союзника для НАТО. Что касается украинской экономики, то сворачивание европейско-российских отношений в хозяйственной сфере, а вернее - выбрасывание России в лапы китайского дракона - делает украинский рынок на порядок более привлекательным для ЕС, нежели криминализированный капитализм России. В пользу такой логики свидетельствует, в частности, и решение ЕС продлить на год льготный допуск украинских товаров на рынки Союза.