Россия ищет союзников
Путин ищет ответ на обструкцию со стороны США и Запада
Москва, похоже, ищет геополитический ответ на обструкцию со стороны США и Запада в связи с событиями в Украине. Заявление главы российского МИДа Сергея Лаврова о наличии у РФ многочисленных союзников из состава стран, входящих в ОДКБ, ШОС и БРИКС, очень кстати совпало с масштабными международными военными учениями «Мирная миссия-2014» и «Авиаиндра-2014», которые в настоящее время проходят на территории России и Китая.
Маневры носят антитеррористическую направленность, но в глобальном смысле проводятся с целью недопущения цветных революций, которые происходили в некоторых государствах на постсоветском пространстве и ряде других регионов мира. Вчера началась активная фаза совместного российско-индийского учения «Авиаиндра-2014».
Она предусматривает совместные полеты российско-индийских экипажей на самолетах Су-30СМ, вертолетах Ми-35 и Ми-8 на полигонах «Погоново» в Воронежской области и «Ашулук» в Астраханской области. «Погоново» расположен недалеко от российско-украинской границы. Не исключено, что эти маневры станут новым раздражителем для США, как это уже бывало не раз в последнее время. Между тем настрой Москвы и Дели связан с планами совместных действий по разрешению вооруженных конфликтов. Как сообщает пресс-служба Южного военного округа, во многом инициатива здесь принадлежит индийской стороне.
К примеру, через месяц учения «Индра-2014» уже будут организованы под Волгоградом в составе Сухопутных войск. «По инициативе индийской стороны запланирована операция по поиску, обнаружению, блокированию и уничтожению бандформирований в лесном массиве», – отмечают в Минобороны РФ.
«Внимание Индии к европейскому театру военных действий вполне объяснимо. Индийские подразделения – частые участники миротворческих операций, проводимых под флагом ООН», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Он уверен, что Индия уже в скором будущем может стать членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС): «И тогда многие военные и гуманитарные акции Москва и Дели смогут планировать с другими государствами ШОС».
В последнее время, как известно, Шанхайская организация активизировала военно-политическую деятельность, направленную на обеспечение региональной безопасности. Вот и вчера эти и другие проблемы, связанные с анализом военных угроз, обсуждались в Китае на совещании начальников генеральных штабов государств – членов ШОС, на которое в Пекин прибыл глава российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов. Сегодня он, а также представители военных делегаций России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана (эти страны входят в ШОС) будут наблюдать за основным этапом совместных антитеррористических учений «Мирная миссия-2014». Эти маневры характеризуются как самые масштабные за всю историю существования ШОС. Они проходят на территории КНР на полигоне Чжужихэ (автономный район Внутренняя Монголия).
Некоторые детали учений стали известны лишь недавно. Озвученный на днях замысел «Мирной миссии» напоминает ситуацию, не раз уже возникавшую в ряде государств бывшего СССР в связи с сепаратистскими настроениями и межнациональными волнениями. Но ШОС, как известно, ни в одном таком конфликте участия пока не принимала. Теперь же, по легенде учения, межэтнический конфликт в условном государстве «А» спланировали потушить именно страны Шанхайской организации. «Решение о совместном применении вооруженных сил для оказания помощи государству «А» в ликвидации террористической угрозы и восстановлению стабильной обстановки в регионе» было принято после того, как «правительство государства «А» обратилось за такой помощью и после получения мандата Совета Безопасности ООН», – отмечается в официальном сообщении Минобороны РФ. При этом приводятся слова российского генерал-майора Михаила Носулева, который заявил на полигоне Чжужихэ о том, что «учение «Мирная миссия-2014» имеет большое значение прежде всего как противоядие от террористических угроз. Проводя такое масштабное совместное учение, мы еще раз показываем всему миру, что ШОС готова отразить любого агрессора, который придет в наш дом».
Данный аспект, связанный с военной деятельностью, с отражением общих угроз, с обеспечением суверенитета и безопасности стран, конечно, объединяет Россию и ее союзников по ШОС. Но возникают и вопросы. Скажем, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в военных учениях Шанхайской организации не принимают участия узбекские подразделения, хотя Ташкент является полноправным членом ШОС. Узбекские генералы и офицеры присутствуют на китайском полигоне в качестве наблюдателей. Если вспомнить, что Ташкент вышел из курируемой Москвой Организации Договора о коллективной безопасности и открыл в Ташкенте представительство НАТО, то какой он тогда союзник России?
«Замысел, по которому проходят учения «Мирная миссия», вряд ли в реальности реализуем, если, скажем, Узбекистан как член ШОС будет против проведения антитеррористической операции в государстве «А», – считает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. Эксперт напоминает, что узбекский лидер Ислам Каримов, когда в Киргизии в 2010 году разразился межэтнический конфликт, был против ввода в эту страну иностранных войск. «Ни ШОС, ни ОДКБ Киргизии не помогли. И это, конечно, не лучшим образом сказалось тогда на авторитете этих организаций», – уверен Родюков. Он считает, что на предстоящем саммите глав государств ШОС нужно выработать четкие правила принятия решений, чтобы организация не превратилась в аморфную структуру.