12:30 / 03.03.2008 Мир

Армения на пороге гражданской войны?

С 1 марта столица Армении под контролем танков и автоматчиков. В стране введено чрезвычайное положение

В связи с тем, что Президент Армении подписал указ о введении в Ереване чрезвычайного положения, и которое введено в столице республики 1 марта, МИД Украины рекомендует украинцам временно воздержаться от поездок в Армению.

Похоже закончилась эпоха цветных революций на постсоветском пространстве. Второе за полгода массовое выступление противников правящего режима завершилось жестоким разгоном протестующих. Но если в Тбилиси при разгоне демонстрантов 7 ноября 2007 года погиб один человек, то в Ереване счет идет на десяток.

Противостояние властей и оппозиции, оспаривавшей результаты выборов президента Армении, закончилось кровавой бойней в ночь на воскресенье. По официальным данным, погибли как минимум восемь человек — все от огнестрельных ранений. В тоже время различные зарубежные СМИ распространили неофициальную информацию о 56 погибших, в том числе об одном 12-летнем мальчике.

Чрезвычайное положение объявлено на 20 дней, причем у власти все это время будет оставаться действующий президент Роберт Кочарян. Ереван теперь под контролем танков и автоматчико.

С 18 февраля, на площади Свободы в армянской столицы, сторонники оппозиционера Левона Тер-Петросяна, который утверждал, что одержал победу на выборах, разбили палаточный городок. Рано утром 1 марта, подходы к площади перекрыли военные и спецназ.

Как утверждают очевидцы, в палаточном городке находилось много женщин и детей. Прозвучал выстрел в воздух, послуживший сигналом для полицейских начать штурм. В ход пошли дубинки.

Поводом для начало штурма было сообщение о том, что в палаточном городке есть оружие. Хотя сторонники оппозиции принялись отбиваться от полицейских дубинок пустыми бутылками и прутьями, вырванными из ограждений. По информации штаба  Тер-Петросяна, в ходе штурма, властями было арестовано более сотни сторонников аппозиции.

Официальные власти утверждают, палаточники устроили погромы, в ходе которых был разграблен крупнейший ереванский универмаг, ряд торговых точек, а также российский культурный центр, офисы, несколько автобусов и около 20 машин. Сторонники Тер-Петросяна утверждают, что такими обвинениями, власти пытаются дискредитировать оппозицию.

«Погромы произошли на проспекте, который был полностью блокирован силовиками,— это дело полиции, — на условиях анонимности рассказал журналист одного из ереванских телеканалов. — На телекадрах, которые сейчас крутят по ТВ, четко видна подсветка. Это была постановочная съемка».

«В погромщиках очевидцы узнали двух охранников бизнесмена, который имеет несколько магазинов» — сказал журналистам бывший министр нацбезопасности Армении Давид Шахназарян.

По его словам, Левон Тер-Петросян находится под домашним арестом: «Погромы были устроены, чтобы отвлечь внимание от разгона в ночь на 1 марта мирной сидящей демонстрации перед Оперным театром.

А войска в город ввели потому, что испугались ереванцев. После того, как всех убрали с площади, Тер-Петросяна насильно затолкал  в полицейскую машину начальник охраны Кочаряна и отвез домой. Тер-Петросян под домашним арестом.

Когда это стало известно, несколько тысячи ереванцев собрались у посольства Франции и Италии, требуя его освободить. Это был стихийный митинг. Мы пошли туда и попытались отвести народ в другое место. Люди отказались. Во время этой суматохи, я сам видел, как один полицейский уазик врезался в митингующих, ранив троих.

Сторонники оппозиции под возгласы «Левон! Левон!» и «Позор, позор!» подожгли уазик и начали возводить баррикады. Когда стемнело, люди начали вступать со спецназовцами в открытые столкновения. Они были оттеснены далеко назад. Это уже было очень похоже на гражданскую войну. Ночью ввели танки.

Сейчас весь центр перекрыт техникой, полицейскими и автоматчиками. Только, когда власти дали возможность Тер-Петросяну обратиться к народу, люди разошлись». По мнению Шахназарян, происходящее показывает, что Кочарян и компания могут удержать власть только штыками: 2Никакой другой базы у власти нет».