Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже в 1990 году. До распада Советского Союза и расширения НАТО на Восток. Еще во времена Организации Варшавского Договора. Документ ограничивает количество танков, БМП, артиллерии, ударных вертолетов и самолетов. Страны НАТО после расширения альянса уже превышают эти уровни. Кроме того, несмотря на ограничения размещения вооружений вдоль линии соприкосновения, Соединенные Штаты планируют развернуть в Восточной Европе свою систему противоракетной обороны. А Россия документ честно выполняла. На северо-западе не осталось ни одного управления армейского и корпусного масштаба. Из европейской части страны выведены почти все тяжелые вооружения. О возможном моратории Президент Владимир Путин говорил еще в апреле в своeм послании Федеральному Собранию.
Владимир Путин: «А что же они, что же наши партнеры? Они даже не ратифицировали адаптированный договор, ссылаясь при этом на Стамбульские договоренности, предусматривающие вывод российских подразделений из Грузии и Приднестровья. Однако, во-первых, наша страна целенаправленно работает над решением этих непростых задач. А, во-вторых, что самое главное, Договор об обычных вооруженных силах в Европе юридически вообще никак не связан со Стамбульскими договоренностями. Это дает нам полное основание утверждать, что наши партнеры в данном случае ведут себя как минимум некорректно, добиваясь односторонних преимуществ».
Кроме того, Россия - это единственная страна, которая имеет так называемые фланговые ограничения на севере и юге. Они выполнялись даже в период обострения ситуации в Чеченской Республике.
Андраник Мигранян, политолог: «Мы ратифицировали фланговые ограничения и не можем перемещать по собственной территории воинские контингенты и вооружение. Это действительно серьeзно сковывает наши возможности».
Договор устарел и в политическом, и военном аспекте. Атак танковых колонн на Европу сегодня никто не ждет. Главная опасность сейчас - это локальные конфликты и терроризм. Кроме России, адаптированный договор ратифицировали всего 3 страны: Белоруссия, Казахстан и Украина. Западные страны тянут с ратификацией под надуманными предлогами. В июне судьбу договора обсуждали на специальном совещании в Вене. Но компромисс найти не удалось».