Польский дипломат «погорел» за былую причастность к спецслужбам
До сих пор польских госслужащих судят за то, что когда-то они сотрудничали со службами безопасности
Варшавский окружной суд приговорил Леха Пинтеру к четырехлетнему запрету занимать любую государственную должность и на такой же срок избираться в представительские органы власти.
Когда, работая в посольстве Польши в Москве, Лех Пинтера заполнял обязательный документ о люстрации, о своем прошлом он рассказал не все. Как пояснил суду, он был уверен, что закон о люстрации не распространяется на бывших сотрудников Первого отдела (разведка ПНР).
Однако суд не сомневался, что Первый отдел был частью Службы безопасности (аналог КГБ).
«В вашем удостоверении личности было ясно написано, что вы – сотрудник службы безопасности», - сказал судья.
Председатель варшавского отделения люстрационного суда прокурор Ярослав Скрок требовал, чтобы окружной суд приговорил Пинтеру к максимальному наказанию – десяти годам запрета занимать государственные должности и выставлять свою кандидатуру на выборах любого уровня. Аргументировал тем, что Пинтера скрывал свое прошлое сознательно, так как служил в СБ почти 20 лет.
Лех Пинтера сказал, что обжаловать приговор не будет. До 2009 года он был секретарем Отдела содействия торговли и инвестициям Посольства Республики Польша в Москве. В службе безопасности служил с 1971 года. Из документов следствия видно, что на стыке 80-х и 90-х годов участвовал в уничтожении документов СБ.
По информации газеты Rzeczpospolita (www.rp.pl), в дипломатическом корпусе Польши до сих пор работают около 200 человек, которые когда-то либо сотрудничали со спецслужбами ПНР, либо были их штатными сотрудниками. Практически никому из них сегодня ничего не грозит, потому что, в соответствии с положениями закона о люстрации, если "придешь с повинной" о своих связях со службами безопасности «коммунистического режима», и это должно стать достоянием общественности. Часто такого поступка достаточно, чтобы впоследствии «агент» уже не подвергался судебным преследованиям.
К слову, на постсоветском пространстве спустя 20 лет после распада СССР вопрпос люстрации все еще остается актуальным. Напомним, летом этого года закон о люстрации был принят в Грузии.