13:03 / 27.07.2011 Мир

Исламский мир бросил вызов «Газпрому»

Иран, Ирак и Сирия протянут газопровод в Европу

 Иран, Ирак и Сирия подписали меморандум о строительстве газопровода с крупнейшего иранского месторождения «Южный Парс» в Европу. Трубопровод получил название «Исламская магистраль», его планируют ввести в эксплуатацию в 2014-2016 гг., проектная мощность, по данным информационного агентства IRNA,— 110 млн. куб. м газа в сутки. Стоимость проекта оценивается в $10 млрд. Проект предусматривает транзит иранского газа в европейские страны, включая Грецию, по трубопроводу длиной 5 тыс. км, который будет пролегать по территории Ирака, Сирии, Ливана, далее газ будет поставляться в Европу по Средиземному морю, пишут сегодня Экономические известия.

Глава государственной иранской газовой компании NIGC Джавад Оджи заявил, что «Южный Парс», с извлекаемыми запасами в 16 трлн. куб. м газа,— это «надежный источник поставок, что является необходимым условием строительства газопровода». По его словам, уже проведено около 20 экспертных встреч с представителями Турции, Ирака и Сирии — представители всех этих стран дали соответствующие письменные разрешения.

Эксперты считают, что «Исламская магистраль» станет конкурентом как газопроводу Nabucco, лоббируемому ЕС для организации поставок каспийского газа, так и российскому проекту «Южный поток», который планирует построить «Газпром», чтобы сократить транзит газа своим потребителям в Европе через украинскую территорию. Правда, перспективы реализации «Исламской магистрали» пока не определены достаточно четко. Политические риски проекта, учитывая нестабильную ситуацию в Иране и Сирии, достаточно велики. Кроме того, эксперты не исключают, что у сторон возникнут проблемы с финансированием строительства.

Также до сих пор сохраняются экономические санкции против Ирана, введенные Совбезом ООН, США и ЕС в прошлом году. Это спровоцировало крупные европейские компании прекратить вложение капиталов в энергосектор страны, но не помешало украинским производителям газотурбинных двигателей осуществлять поставки своего оборудования в Иран и благодаря этому наращивать прибыль. Эксперты не исключают, что в перспективе развитие газового сотрудничества Киева и Тегерана может помочь Украине в переговорах с Россией, которая наряду с Катаром и Ираном является основным игроком на мировом газовом рынке, однако в последнее время уступает свои лидирующие позиции конкурирующим странам.

Также эксперты приводят аргументы, что проект «Южный поток» — это блеф, затеянный российской стороной для получения контроля над украинской газотранспортной системой. Поэтому если будет построена «Исламская магистраль», то существует большая вероятность, что «Газпром» откажется от «Южного потока». Директор российского Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов назвал «Южный поток» дорогим и ненужным газопроводом. «Почему мы так бьемся за украинскую ГТС? Не секрет, что у «Южного потока» труба очень дорогая. Россия хотела бы избежать строительства дорогих и ненужных газопроводов. Какая альтернатива «Южному потоку»? Я думаю, что украинская ГТС. Потому мы и бьемся, чтобы избежать дорогих финансовых решений»,— отметил российский эксперт.

Ежедневная добыча газа в Иране, второй после России стране по газовым запасам, составляет почти 600 млн. куб. м, почти весь этот объем потребляется внутри страны. С 2015 г. в Иране рассчитывают вдвое увеличить добычу газа и поставлять на экспорт до 250 млн. куб. м в сутки, в первую очередь, за счет разработки месторождения «Южный Парс». О своих потребностях в иранском газе уже заявили Ирак (10-15 млн. куб. м в сутки), Сирия (15-20 млн. куб. м) и Ливан (5-7 млн. куб. м до 2020 г.).

Основы энергосотрудничества Киева и Тегерана были заложены в 2003 г., когда Минтопэнерго Украины подписало меморандум о взаимопонимании с Министерством нефти Ирана в сфере международной торговли природным газом. Согласно документу, Украина задекларировала готовность покупать иранский газа в объеме 10-15 млрд. куб. м в год, а также проработать возможностей транзита иранского газа по территории Украины в страны Европы.

Ранее «Багнет» писал о том, что Украина потеряет две трети транзита газа в Европу после 2015 года.