Диктаторы на время могут объединяться и становиться сильнее: чего ждать от Пу и Си
Оглядываясь назад, можно сказать, что последний визит Владимира Путина в Китай, состоявшийся всего за три недели до вторжения России в Украину, был моментом гордыни. Два самоуверенных лидера праздновали свою попытку пошатнуть мир, организованный США и их союзниками. Что ж, они, безусловно, встряхнули его, даже если не так, как планировали.
Катастрофическая ошибка Путина в попытке вторжения в соседнюю страну размером с Францию, по некоторым оценкам, привела к тому, что военная мощь России сократилась вдвое. Экономика Китая была «спортивной машиной», которая в это же время вылетела на медленную полосу. А прогнозы относительно того, когда Китай догонит показатели США в текущем долларовом эквиваленте, отодвинуты в далекое будущее, - пишет в статье для Bloomberg обозреватель Марк Чемпион.
Учитывая все эти обстоятельства, возникает соблазн представить, что Си Цзиньпин и все более зависимый от него Путин будут более смиренными во время их воссоединения. Сухожилия их союза «без ограничений» уже рвутся. Но, как заметила профессор истории Военно-морского колледжа США Сара Пейн, это было бы игрой в «теннис на половине корта». То есть это игра, в которой вы никогда не видите следующий мяч, потому что не обращаете внимания на игру другой стороны.
Пейн говорит, что для того, чтобы понять, почему Китай и Россия делают то, что они делают, нужно видеть их такими, какие они есть: континентальными государствами в глобальном порядке, который на протяжении веков организовывался морскими государствами. Сначала это была Великобритания, а затем Америка. Разница огромная.
«Морские государства, в конце концов, занимаются торговлей, а это, в свою очередь, привлекает союзников и поощряет развитие международных правил, поскольку они способствуют созданию богатства. Территориальные войны, предусматривающие континентальный мировой порядок на образовании сфер влияния, напротив, являются огромными разрушителями богатства и ценностей. Украина стала ярким примером», – говорится в статье.
Морские державы нападают и покоряют другие страны, как это делали США в Ираке и Британская империя в своих многочисленных колониях. Они также нарушают правила, когда им это выгодно. Но экспедиционные войны, которые они ведут, обязательно меньше по масштабам и происходят за океаном, унося гораздо меньше жизней и богатств у себя дома. Они редко завоевывают территорию ради нее самой, больше сосредотачиваясь на сдерживании и изменении режимов для отстаивания своих интересов. Они также предпочитают стабильных соседей, поскольку нестабильные государства, как правило, не ведут торговлю.
Континентальные государства, напротив, очень заботятся о территории и порой стремятся к ее завоеванию даже в ущерб собственной экономике. Исторически континентальные государства также склонны к дестабилизации соседей, если они могут это сделать, чтобы впоследствии поглотить их или обеспечить отсутствие мощной угрозы на их пороге. Такая паранойя также ослабляет их наиболее вероятных торговых партнеров.
"Это то, что сейчас делает Путин в Украине", - говорит Пейн, которая в своей книге "Войны за Азию" описывает этот процесс дестабилизации соседей с последующим завоеванием и поглощением как успешный почерк Российской империи на протяжении веков. Она говорит, что страна может перейти от континентального способа к морскому порядку, как это сделали США, но нужна инициатива изнутри.
Китай действует несколько иначе, и благодаря своему массивному экспорту очень сознательно приобретает аспекты морского могущества, которых нет у России. Однако Си Цзиньпина и Путина объединяет более мощная сила, чем их геополитические позиции: желание самосохранения.
Коммунистическая партия Китая не может позволить себе, чтобы Тайвань оставался оффшорной моделью успешной демократии, создающей лучшие условия для ханьского населения, чем партия. Путин также не может позволить Украине стать европейской историей успеха, которую требовали украинцы во время протестов на Майдане в 2014 году. Эти приоритеты не подлежат обсуждению для Путина и Си Цзиньпина, поэтому они опасны. Они уже привели к одной войне и могут вызвать вторую.
«Оба лидера считают, что на них давит Запад, который пытается сдержать амбиции, которые они считают жизненно важными интересами. Си Цзиньпин и Путин будут терпеть экономические альтернативные издержки и подавлять любую внутреннюю оппозицию, чтобы достичь своих целей. Результатом будет новая форма Холодной войны, объединяющая континентальные государства Евразии включительно с Китаем, Россией, Ираном и КНДР против США и их союзников в Европе и Азии, включая Австралию, Японию, Южную Корею, Великобританию и большую часть Европейского Союза», - говорится в статье.
Независимо от того, рассказал ли Путин китайскому лидеру о своих планах вторжения в Украину во время встречи 2022 года, или нет, общая цель, изложенная в их совместном заявлении, была четкой: «перераспределение власти в мире», конец доминирования США и переосмысление демократии и прав человека.
Си Цзиньпин точно не ожидал, как и Путин, что российская военная машина будет унижена в Украине или что в ответ Запад не взорвется, а объединится и расширится. Также сомнительно, что во время встречи двух лидеров в феврале 2022 года Си Цзиньпин ожидал вспышку нынешнего пожара на Ближнем Востоке.
«Но с точки зрения геополитической конфронтации с США с нулевой суммой, неприятности в Украине или на Ближнем Востоке – это выигрыш для Китая. Обе проблемы отвлекают на себя ресурсы и внимание США. Обе нарушают статус-кво. Когда США будут вовлечены в месть Израиля против ХАМАСа в Газе, их альянсы с арабскими странами Персидского залива будут напряженными, что создаст возможности для Си Цзиньпин», – пишет Чемпион.
Путин сразу же обвинил США в ужасном нападении ХАМАСа на мирных граждан Израиля. Также Китай избегает любого публичного осуждения ХАМАСа, критикуя Израиль за его коллективное наказание палестинцев в ответ.
«Заигрывая с мусульманским миром таким образом, Путин и Си Цзиньпин усиливают свой успех в убеждении так называемого Глобального Юга, что проблема заключается не в российской агрессии против Украины или гротескных террористических актах ХАМАСа в Израиле, а в продолжающемся колониализме США и Европы. Не говоря уже о подавлении Россией крымских татар-мусульман в оккупированном Крыму или интернировании Китаем мусульман-уйгуров в провинции Синьцзян», – говорится в статье.
Нарратив работает потому, что палестинская несправедливость с ее колониальным подтекстом и глубокой историей многовековой борьбы за контроль над Святой Землей, способна разозлить арабский мир как ничто другое.
Поэтому на этой неделе следует ожидать еще больше антизападных месседжей от Путина и Си Цзиньпина. Возможно, они потерпели определенные экономические неудачи, а в случае с Россией – и военные, но когда дело доходит до сплочения других наций в свою пользу, они делают значительные успехи.
Подготовила: Нина Петрович