Просьба Зеленского принять Украину в НАТО расколола союзников Украины, - СМИ
На историческом саммите в Молдове рядом с украинской границей, европейские лидеры продемонстрировали мощную поддержку Украины, пишет POLITICO.
Но даже несмотря на то, что более 40 лидеров заявили о своей солидарности с Украиной на второй встрече так называемого Европейского политического сообщества, трудности в сохранении этого единства были очевидны. До и во время саммита лидеры отгораживались и занимали противоположные позиции по все более противоречивому вопросу – какие гарантии безопасности может предоставить Киеву западный альянс, чтобы Россия, если ее когда-нибудь вытеснят, не вернулась.
На этом фоне к лидерам внезапно присоединился украинский лидер Владимир Зеленский. Под чистым голубым небом Зеленский выдвинул два требования: Во-первых, «четкое приглашение» ко вступлению в НАТО (еще один вопрос, разделяющий союзников) и «гарантии безопасности на пути к членству в НАТО». Хотя Зеленский вряд ли получит все, что он хочет, на июльском саммите оба вопроса сейчас горячо обсуждаются.
Президент Франции Эммануэль Макрон задал тон еще 21 мая, когда призвал союзников предоставить Киеву «ощутимые и надежные» гарантии безопасности – это изменение французской позиции. Его немецкий коллега Олаф Шольц был более нерешительным первого июня, отказавшись предоставить какие-либо детали и отметив, что это может быть вопросом после войны.
«Одно ясно: сейчас мы вносим свой вклад в поддержку Украины. Мы всегда говорили, что должны быть гарантии мирного порядка после войны. Германия внесет свой вклад в это», – заявил Шольц, но отказался вдаваться в детали дискуссии, даже когда она перешла в центр внимания.
Однако и Шольц, и Макрон подтвердили, что союзники активно обсуждают эту тему и работают над координацией своих подходов в преддверии саммита НАТО.
Выступая в четверг в Осло, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг был так же осторожен, касаясь этой щекотливой темы.
«Когда война закончится, мы должны обеспечить, чтобы история не повторилась, чтобы эта модель российской агрессии против Украины действительно прекратилась, и поэтому мы должны иметь рамки для обеспечения гарантий безопасности Украины после окончания войны, чтобы история не повторилась», – сказал Столтенберг.
Отсутствие ясности отражает сложность предоставления или даже определения «гарантий безопасности» для Украины. Европа, возможно, тоже ждет, когда США покажут пример. Один из рассматриваемых вариантов может отражать модель безопасности, которая связывает США и Израиль, и в которой приоритетом является передача вооружений и долгосрочные обязательства по оказанию поддержки.
Тем не менее, Шольц, выступая на завершении саммита, подчеркнул, что помощь Украине в защите себя является «задачей времени». Он исключил возможность членства Украины в НАТО на данном этапе.
«Существуют четкие критерии для членства. Например, вы не можете иметь пограничные конфликты», – сказал он, очевидно, имея в виду Украину.
Замечания Шольца отражают широкое понимание того, что Украина не может присоединиться к НАТО, пока она находится в состоянии активной войны с Россией. Но украинские чиновники хотят, чтобы лидеры НАТО сделали конкретный политический жест, который показал бы, что Киев по крайней мере находится на пути к членству в Альянсе.
Некоторые союзники по НАТО готовы быть гораздо более откровенными, чем Шольц, особенно представляющие страны Балтии, подчеркивая еще одну трещину, разделяющую союзников.
«Единственной гарантией безопасности, которая работает... является членство в НАТО», – заявила первого июня премьер-министр Эстонии Кая Каллас, повторяя месседж Зеленского.
Подготовила: Нина Петрович