Потомки евреев, беглых из нацистской Германии, хотят вернуть проданную предками картину Пикассо
В 1938 году, опасаясь за свою жизнь на фоне усиления преследований евреев, Карл и Рози Адлер сбежали из Германии в тогда еще не занятую нацистами часть Европы.
Как рассказывает BBC, они продали одну из своих ценных вещей – картину Пабло Пикассо «Женщина за глажкой» 1904 года, чтобы оплатить краткосрочные визы. Позже картина попала в коллекцию Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Теперь наследники Адлеров хотят вернуть художественное произведение.
«Адлер не лишился бы картины в то время и за такую цену, если бы не нацистские преследования, которым он и его семья подвергались», – написали адвокаты наследников в судебном иске на прошлой неделе в суде Нью-Йорка.
Несколько еврейских организаций и некоммерческих организаций также названы истцами в иске.
Тогда картина Пикассо обошлась в полторы тысячи долларов, ныне ее цена в $32 тысячи
Первоначально картина была куплена у Генриха Таннгаузера в 1916 году, еврейского владельца галереи, жившего в то время в Мюнхене.
Когда Адлеры сбежали из Германии, они продали картину сыну Таннгаузера, Джастину, уже выехавшему из страны в Париж, примерно за 1 552 доллара (это 32 669 долларов сегодня).
Эта цена, как утверждают в иске, была намного ниже рыночной : всего шесть лет назад Адлер предлагал картину примерно за 14 000 долларов, но решил ее не продавать.
Вскоре после приобретения картины Танхаузер застраховал ее в 20 000 долларов.
После смерти Танхаузер оставил свою обширную коллекцию произведений искусства Музея Соломона Гуггенхайма, в том числе «Женщину за глажкой» . Перед его смертью в рамках исследовательского процесса музея для подтверждения происхождения картины представители музея обратились к Эрику Адлеру, сыну Карла и Розе, говорится в заявлении музея для BBC.
Мистер Адлер «подтвердил дату собственности своего отца и не выражал никаких обеспокоений по поводу картины или ее продажи Джастину Танхаузеру», и музей неоднократно признавал прежнее право собственности старшего Адлера, говорится в заявлении.
Картина хранится в коллекции по сей день, и десятилетиями вопрос собственности на картину потомки Адлеров не обжаловали, вплоть до 2014 года. Тогда внук одного из других детей Адлеров, Карлота, узнал эту семейную историю с картиной.
Заметим, Пикассо создал работу «Женщины з глажкой» в конце мрачного "голубого периода", вызванного смертью его близкого друга Карлоса Касагемаса. В то время он писал в большинстве своем монохромные картины в оттенках голубого и зелено-голубого с редким добавлением теплых тонов. Эти мрачные картины сейчас являются одними из самых узнаваемых работ художника, хотя к тому времени ему трудно удавалось продавать их.
Несколько лет адвокаты наследников Адлеров и музея Гуггенхайма спорили над тем, кому на самом деле принадлежит картина, завершившаяся этим судебным процессом.
В музее Гуггенхайма сказали BBC, что «чрезвычайно серьезно относятся к вопросам происхождения и претензий по реституции», но «считают, что эта претензия необоснованна».
Что делать с произведениями искусства, проданными или разграбленными во времена нацистской Германии, уже давно вызывает беспокойство. Многие евреи и другие люди, спасавшиеся от преследований, были вынуждены продать активы, в том числе ценные произведения искусства, чтобы убежать. У других произведения искусства просто похитили.
В 1998 году 44 страны подписали Вашингтонские принципы по конфискованному нацистами искусству, в котором говорится, что «нужно немедленно принять меры для достижения справедливого и честного решения, признавая, что все может меняться в зависимости от фактов и обстоятельств конкретного дела».
Однако «Женщину, гладящую одежду», не следует считать произведением искусства, конфискованным нацистами, сказали Гуггенхайми (музей назван в честь Соломона Роберта Гуггенгайма. это американский меценат еврейского происхождения, выходец из Швейцарии, основатель Музея современного искусства в Нью-Йорке).
В культурном институте объясняют свою позицию тем, что картина была продана не в Германии, а после выезда Адлеров и ее продали коллекционеру еврейского искусства, не являющемуся членом нацистской партии, отметили в музее.
Подготовила: Нина Петрович