С 24 феврала в мире началась новая "холодная война", - СМИ
С тех пор, как Россия вторглась в Украину, было много разговоров об эхо Второй мировой и угрозе начала Третьей мировой войны. Но нынешний глобальный момент – это, скорее, возвращение Холодной войны.
Снова США собирают коалицию демократий для противостояния российско-китайской оси. И снова угроза ядерной войны оказалась в центре международной политики. Об этом в своей статье пишет обозреватель Financial Times Гидеон Рахман, добавляя, что, как во время предыдущей Холодной войны, в мире появился блок, не входящий ни в какие союзы. Их называют «глобальным югом». И каждый из соперников в новом конфликте за ними очень внимательно следит. Многие на «глобальном юге» настаивают, что в Украине идет региональная война. И она не должна влиять на весь мир или изменять его. Но политики в администрации Джо Байден уже рассматривают российско-украинскую войну с глобальной точки зрения. Они видят, что Россия и Китай стали партнерами в совместном противостоянии «мировому порядку, основанному на правилах», который защищают США и их союзниками. Сражения, идущие в Украине – это главный театр этого более широкого противостояния.
С точки зрения Вашингтона, угрозы безопасности в Европе и Азии настолько глубоко переплелись, что два континента теперь считают «единственной оперативной системой». Это образ мышления, который очень напоминает тот, который существовал во времена Холодной войны, когда Америка осознавала, что события во Вьетнаме или Корее повлияют на разделенный Берлин или север Атлантики.
Большое отличие между предыдущей Холодной войной и нынешней состоит в том, что американцы считают Китай, а не Россию своим крупнейшим соперником. Это убеждение не изменило тот факт, что именно Владимир Путин развязал войну. На самом деле, сосредоточенность администрации Байдена на Китае усиливает склонность рассматривать войну в Украине не только как вопрос безопасности Европы, но и всего мирового порядка.
В Вашингтоне обсуждают потенциальную попытку «сыграть в Киссинджера», то есть еще раз попытаться разделить Россию и Китай, как это было в 1970-х годах. Но мало кто действительно верит, что такое возможно в краткосрочной перспективе. Напротив, чиновники в США видят, что Китай полностью поддерживает Россию. Так что главный американский приоритет - убедить Пекин не переходить от пророссийской риторики к прямой военной или экономической поддержке Москвы.
Союзники США в Азии, в частности, Япония, Южная Корея и Австралия, очень насторожены потенциальными последствиями войны в Украине для их собственной безопасности. Согласно худшему для них сценарию, российская агрессия придаст уверенности Китаю и отвлечет США, что выльется в китайское вторжение на Тайвань. И это совершенно изменит ситуацию в регионе. Лучший сценарий – война в Украине поспособствует возрождению западного альянса и возвращению американского глобального лидерства. А Китай станет вести себя сдержаннее в Азии.
Но в администрации Байдена считают, что российские проблемы в Украине не изменили китайские настроения по поводу потенциального вторжения на Тайвань. Они уверены, что Пекин больше интересует, что Москва сделала неправильно, чтобы откорректировать собственные планы. Потребность иметь значительное военное преимущество – это один потенциальный вывод. А другой – это необходимость оградить китайскую экономику от западных санкций.
В конце мая Байден посетил Японию и Южную Корею. Там он уже не в первый раз предположил, что США отправят войска, чтобы защитить Тайвань. Хотя его администрация опять же начала разъяснять слова президента. В конце июня НАТО проведет саммит в Мадриде. Важно, что в этот раз в нем примут участие Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия.
Создание коалиции демократий должно улучшить позиции у Запада в вопросе безопасности как в Европе, так и в Азии. Страны, такие как Япония, играют немаловажную символическую и практическую роль в борьбе с Россией. Их поддержка санкций усложняет для Москвы задачу по поиску обходных путей. В то же время, азиатские страны склонны считать, что европейские государства играют немаловажную роль в безопасности их региона.
Но хотя американцы довольны реакцией на войну в Украине своих важнейших союзников на севере Азии, их беспокоит провал в задаче завоевать настроения в юго-восточной Азии. Недавно во время встречи Ассоциации Юго-Восточных Азиатских стран в Вашингтоне некоторые лидеры в частных разговорах повторяли российские утверждения об ответственности НАТО за войну в Украине, обвиняя альянс в организации операций «под чужим флагом».
Индия стала самым важным вызовом. Правительство премьер-министра Нарендры Моди отказывается занимать чью-либо сторону в вопросе Украины. Оно воздержалось во время ключевых голосований в ООН и продолжает наращивать импорт нефти из России. Американцы полагают, что попытки читать мораль Нью-Дели ничего не дадут. В то же время они собираются постепенно оттягивать Индию поближе к себе, опираясь на то, что страна разделяет обеспокоенность США усилением китайского влияния.
Некоторые историки рассматривают Первую и Вторую мировые войны как два этапа одного и того же конфликта, которые разделяет поколение зыбкого мира. Вполне возможно, что историки будущего будут говорить о Первой и Второй Холодных войнах, разделенных 30-летней эпохой глобализации. Первая Холодная война окончилась падением Берлинской стены в 1989 году. Вторая же, похоже, началась с российского вторжения в Украину в 2022 году.