Почти половина израильтян поддерживают отмену обязательного призыва
Новобранцы в первый раз примеряют форму
Согласно опросу Израильского института демократии (IDI), 47% израильтян-евреев выступают за отмену призыва в ЦАХАЛ, а 42% с этим не согласны. В 2017 году лишь 38% опрошенных поддержали создание профессиональной армии, в то время как 59% отвергли эту идею.
Как сообщает ХАДАШОТ, опрос также демонстрирует, что среди молодежи отмена обязательного призыва более популярна, чем в старших возрастных когортах. Среди респондентов 18-44 лет отмену призыва поддержали 54-57%, среди лиц старше 55 лет таких оказалось лишь 31-32%.
Переход от всеобщего призыва к профессиональной армии будет иметь катастрофические последствия для безопасности Израиля, — предупреждает в этой связи президент IDI Йоханан Плеснер. «Мы можем оказаться в ситуации, когда немногие идеалисты служат в армии вместе с теми, кто не нашел лучшего варианта трудоустройства», — отметил Плеснер, сам отслуживший в спецназе Генштаба.
Здание Генерального штаба в Тель-Авиве | Солдаты бригады Голани |
Вопрос об отмене обязательного призыва обсуждается еще с 2005 года, но израильское общество пока не готово к такому шагу. С другой стороны, статистика показывает, что сегодня в ряды ЦАХАЛа призываются примерно две трети еврейских мужчин и 56% еврейских женщин. Арабское население Израиля, как известно, от службы освобождено. В итоге, менее половины израильтян-мужчин и треть женщин отдают стране воинский долг. Можно ли после этого продолжать называть ЦАХАЛ «народной армией», спрашивала еще несколько лет назад Мейрав Арлозоров на страницах TheMarker. Особенно учитывая, что рост ультрарелигиозной общины каждый год приводит к снижению этих показателей.
Большинство развитых стран в последние десятилетия отменили обязательную службу, придя к выводу, что небольшая профессиональная армия, хорошо обученная и укомплектованная, гораздо более эффективна, чем армия, основанная на всеобщей воинской повинности.
В Израиле, правда, эта схема не работает из-за совершенно другой интенсивности внешних угроз. Ситуация требует большой численности личного состава, поэтому еврейскому государству подходит модель «аккордеона», когда в течение короткого времени можно «растянуть» армию до огромных размеров за счет резервистов. Только это может обеспечить готовность страны в любую минуту к тотальной войне.
Разумеется, за все нужно платить — по оценке Минфина, всеобщий призыв ежегодно съедает 5% ВВП Израиля. И это без прямых расходов на содержание ЦАХАЛа из госбюджета. Тем не менее, это все равно дешевле, чем содержание огромной профессиональной армии, всегда готовой к полномасштабной войне.
Примерно об этом говорит Плеснер, отмечая, что без сохранения той или иной формы модели «народной армии» безопасность Израиля не может быть гарантирована в долгосрочной перспективе».
Максим Суханов