18:56 / 25.01.2022 Мир

Запад рискует, усмиряя Путина и его амбиции, - американские СМИ

От первых рассекреченных фотографий российских танков на границе с Украиной в ноябре, до того, как президент США Джо Байден недавно высказал личное предположение, что глава Кремля Владимир Путин действительно может начать вторжение в Украину, Америка и ее западные партнеры месяцами ведут публичную словесную войну против угрозы Москвы.

Как пишет Financial Times, ежедневные заявления на брифингах, сообщения разведки, угрозы и обвинения со стороны Белого дома, НАТО и ЕС ознаменовали новый подход Запада к избеганию войны. Раскрытие информации, обычно «зарезервированной» для закрытых переговоров, стало новым поворотом в современной дипломатии.

Несмотря на то, что эта стратегия изменила первоначальные расчеты относительно России ослабила способность Москвы делать непредсказуемые шаги, она пришла ценой раскрытия мировой аудитории разногласий Запада по поводу того, как вести себя с РФ.

«Диктаторы обычно ждут повода для войны, и американцы, ставшие публичными в своих заявлениях, усложнили это», – сказал представитель Европарламента Радослав Сикорский, который был министром иностранных дел Польши во время войны России с Грузией в 2008 году и вторжения в Крым в 2014 году.

«Но это усложнило задачу и для нас, поскольку позволило всем увидеть, насколько разделен Запад. Это разоблачило давние глубокие разногласия союзников», – добавил Сикорский.

Сначала США применили публичную дипломатию, чтобы убедить некоторые европейские страны, сомневающиеся в том, что президент России Владимир Путин планирует нападение на своего соседа.

Тогда Европа приняла ту же стратегию, не оставляя в Москве никаких сомнений в цене военных действий: от болезненных санкций против экономики до лучше вооруженной украинской армии, оснащенной западным оборонительным оружием, прибывшим с фанфарами и пресс-релизами.

«В начале этого кризиса США и Запад проигрывали информационную войну», - сказал бывший посол США в Москве Майкл Макфол.

Он добавил, что решение рассекретить разведывательные данные и поддерживать публичный диалог с европейскими партнерами призвано воссоединить Запад.

«Конечно, все это может не остановить Путина от повторного вторжения в Украину, но со слабыми картами в руках Байдена и его дипломатическая команда пытаются эффективно использовать свои возможности», - добавил он.

Часто публичные дискуссии выглядели неловкими. Настаивание США на приближающемся нападении России «смутило» Украину, где чиновники заявляли, что не видят серьезных причин для тревоги. Выводы разведки были обнародованы общественности: предупреждение Великобритании о планировании переворота в Киеве вызвало широкую путаницу.

И такой публичный подход пришел ценой как выявления разногласий между западными союзниками, которые в противном случае могли бы быть замаскированы частным диалогом, так и сокращения пространства для переговоров, которые могли бы предложить прорыв.

«Молчание может неправильно восприниматься в Москве, поэтому нужно продолжать напоминать России, что существует единый фронт и будет острый ответ. Проблема в том, что чем дольше это продолжается, тем больше шансов на ошибки», – считает сотрудник Центра стратегических и международных исследований Эндрю Лосен.

В частности, прошлая неделя принесла заметные ошибки. Во-первых, президент Франции Эммануэль Макрон встревожил европейских и американских союзников, призвав к новому диалогу с Москвой во главе с Европой, в результате чего Париж вынужден был объяснить, что это будет дополнять, а не конкурировать с продолжением переговоров под руководством США.

Байден также признался в разногласиях между западными странами по поводу того, как реагировать на агрессию России, сказав на пресс-конференции, что если Путин совершит «небольшое вторжение», то союзники будут спорить о том, что делать.

Недавно глава ВМС Германии Кей-Ахим Шенбах заявил, что Запад должен признать, что Россия не вернет Крым и «показать уважение Путину». После этого он подал в отставку.

«У каждого своя теория. Я думаю, что Путин пытается устроить беспорядок и увидеть, есть ли какие-либо конфликты между европейцами. ЕС имеет общую позицию. Но чем дольше длится напряженная ситуация, тем больше вероятность раскола», – сказал высокопоставленный чиновник ЕС.

Некоторые аналитики также подвергают сомнению, мешает ли ведение публичного диалога с высокими ставками на пресс-конференциях и выступлениях поиску решения. Недавние встречи между Россией и США, членами НАТО и ОБСЕ дали возможность обеим сторонам еще раз повторить свои строгие заявления.

«Серьезные дипломатические усилия требуют, чтобы мы не говорили обо всем публично», - сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Публичное обсуждение кризиса может иметь еще один повод для Путина действовать, чтобы показать, что он не отступил под давлением США.

«РФ снова на главной сцене, в центре внимания. Но все зависит от того, как Путин сможет «продать» эту историю дома», – сказал высокопоставленный чиновник ЕС.

Количество российских войск, развернутых вблизи украинской границы, по-прежнему увеличивается, несмотря на то, что российские чиновники настаивают, что РФ не планирует нападение на Украину. И после того, как встреча между США и Россией в Женеве достигла незначительного прорыва, поскольку стороны согласились «оставаться на связи», жесткие публичные заявления все еще звучат.

«Это очень напряженная ситуация, которая меняется каждый день. Нам нужна большая координация. Это простая потребность в адаптации диалога, который ведется с 1945 года, к реалиям 2022 года», — сказал FT министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес.

Подготовила: Нина Петрович