18:35 / 30.12.2021 Мир

Американские журналисты анализировали, как изменился мир, в связи с пандемией

Обычно мир движется к прогрессу и совершенствуется. Однако это редко можно четко проследить. Такая человеческая природа: люди переживают из-за катастроф — землетрясение, война, голод или пандемия коронавируса, пропуская постепенное, но непрерывное совершенствование производства и технологий. В последние десятилетия глобальный прогресс вывел сотни миллионов людей из бедности.

Как пишет Financial Times, хаос, вызванный пандемией COVID-19, стал самым большим вызовом для контроля людей над собственной жизнью со времен разгара ядерного противостояния во время холодной войны. Стал ли мир лучше в течение 2020 и 2021 годов? Или пандемия ознаменовала фактическую остановку прогресса? Ответ неоднозначен.

Пожалуй, лучше всего начать с самой пандемии. Несмотря на то, что официальная статистика является лишь примерной оценкой масштабов распространения коронавируса, можно сказать, что вирусом инфицировались не менее 276 миллионов человек. Ковид также оказал резкое «вторичное» влияние на уровень жизни, поскольку карантин и ограничения на поездки даже не дают людям свободно навещать своих близких.

Появление штамма «Омикрон» распространяет пессимистические настроения, но в долгосрочной перспективе COVID-19 может быть еще хуже. После десятилетий без таких масштабных пандемий, распространяющийся сейчас вирус мог бы быть еще более опасным. В то же время разработка вакцин показала мощный прогресс. Ученые открыли новую технологию мРНК-вакцин.

Однако важно отметить, что именно глобальный прогресс и сделал коронавирус таким разрушительным.

Ущерб, причиненный мировой экономике, на самом деле оказался меньше, чем мог бы быть при таких масштабах пандемии. В большинстве богатых стран производство в 2021 году все еще было на более низком уровне, чем в 2019, но в целом мировая экономика во время пандемии выросла на 2,6 процента. Даже во время чрезвычайной ситуации в области здравоохранения глобальная экономика все еще обеспечила достаточный рост.

Есть страны, особенно зависимые от туризма, или «островные экономики», такие как Таиланд, где уровень жизни упал, а некоторые очень бедные страны, такие как Афганистан и Мьянма, столкнулись с новым политическим кризисом. Но этот ущерб компенсируется другими развивающимися экономиками, такими как Бангладеш, Китай, Вьетнам, Эфиопия, Гана и Кения, которые частично потеряли рост, но все еще богаче, чем несколько лет назад.

Сейчас пандемия, несмотря на все свои катастрофические последствия, все еще не смогла полностью дестабилизировать мир. Однако на ее фоне многие угрозы будущей безопасности и прогрессу усилились.

Концентрация углекислого газа в атмосфере постоянно росла в 2019 и 2021 году. Хотя выбросы углерода во время пандемии снизились, они быстро восстановились до своих высоких уровней.

Климатический саммит COP26 в Глазго стал разочарованием. Но даже столь небольшие «климатические шаги» могут стать началом реального прогресса.

Геополитика в это время вызывает тревогу. Одним из главных составляющих глобального роста с 1989 года были мир и безопасность. Но на Тайване и в Украине эти факторы больше не гарантированы, что ставит под сомнение всю глобальную систему. Есть тревожные признаки новой гонки ядерных вооружений между США, Россией и Китаем — ядерное оружие все еще является главным «претендентом» на то, как человечество в конечном счете уничтожит себя.

Хуже всего, что это был период глобального упадка демократии. По данным Freedom House, 2020 год стал самым мощным за 15 лет периодом упадка демократического управления. Пандемия была выгодна автократам и тяжелым вызовом для либеральных демократий.

В целом, человечество достигло прогресса, но основы этого процветания в условиях мира, экологической стабильности и либеральной демократии ухудшились. Это трудно назвать усовершенствованием. Это, вероятно, самая плохая оценка за последние десятилетия. Но поскольку это было достигнуто в условиях пандемии, возможно, все еще не так плохо, резюмирует издание.

Пандемия коронавируса обострила гуманитарный кризис в глобальном масштабе. Трудно смотреть за пределы собственного дома, когда смертельная болезнь угрожает вашей семье. Правительства стран также часто выявляют подобную тенденцию, когда сталкиваются с чрезвычайными ситуациями за пределами национальных границ.
 
Подготовила: Нина Петрович