На Тайване открывается первый еврейский центр
Так должна выглядеть синагога в будущем центре. Фото: The Jeffrey D. Schwartz & NaTang Jewish Taiwan Cultural Association
Евреи на острове, независимость которого КНР не признает до сих пор, появились в середине 1950-х. Сегодня община насчитывает примерно 800 человек — в основном, иностранных бизнесменов, дипломатов, студентов и т.д.
Как пишет ХАДАШОТ, когда семь лет назад, живущий в столице страны — Тайбэе — хабадский раввин Шломи Табиб обратился к еврейскому бизнесмену и филантропу Джеффри Шварцу с просьбой профинансировать строительство миквы, тот не понял, о чем речь. Выросший в консервативной общине Кливленда и много лет живущий на Тайване Шварц не имел представления о бассейне для ритуального омовения. «Он сказал, что это важнее синагоги, — вспоминает Шварц в беседе с JTA. — А на мой вопрос, сколько здесь ортодоксальных женщин, которым это необходимо, ответил, что одна, а, возможно, две-три». И меценат отказал просителю…
Сегодня Шварц готовится открыть первый в истории Тайваня еврейский общинный центр — огромный комплекс стоимостью $16 миллионов, с залом на 300 человек, кошерным рестораном, учебными аудиториями и музеем иудаики. И, разумеется, синагогой, раввином которой будет Табиб, а также… миквой с потолком из сусального золота и мозаикой, изготовленной на заказ в Ливане.
Центр был спроектирован с помощью жены Джеффри — музыканта и актрисы На Танг. Он станет оазисом еврейской культуры в стране с населением 23,5 миллиона человек, где немногочисленные евреи собирались на праздники в небольших арендованных помещениях. В 1970-х раввин Эфраим Эйнхорн, которому сейчас 102 года, принимал путешествующих бизнесменов-евреев в гостиничном номере.
«Я решил, что за годы, прожитые на Тайване, должен оставить какое-то еврейское наследие, — говорит Шварц. — Чтобы у будущих поколений было место, которым они смогут гордиться, символизирующее еврейскую общину Тайваня».
Шварц уважает рава Эйнхорна, но не мог представить, что он возглавит новую синагогу. Поначалу бизнесмен собирался нанять раввина-консерватора или реформиста в США для работы на Тайване, но понял, что не хочет лишать паствы Шломи Табиба. До недавнего времени Шварц скептически относился к Хабаду, полагая, что в рамках ортодоксальной общины смешанным парам и менее соблюдающим евреям, которых Джеффри надеялся привлечь, будет некомфортно.
Поворотный момент наступил несколько лет назад в ходе вечера памяти жертв Холокоста с участием высокопоставленных местных чиновников, когда Шварц увидел, как страстно Табиб читал молитву. Именно тогда он понял, что этот раввин должен участвовать в его проекте. Если вы создаете нечто не сиюминутное, вам нужна последовательность, — рассуждает бизнесмен. Я рад быть партнером Хабада, поскольку они и через сто лет будут продолжать этим заниматься.
Табиб, в свою очередь, понимает необходимость сотрудничества между религиозными и светскими евреями Тайваня.
Одной из технических проблем оставалась пресловутая миква, конструкция которой сбивала с толку тайваньских инженеров, нанятых Шварцем. «Я узнал все, что вы боялись спросить о микве», — шутит он. Если все пойдет по плану, центр распахнет свои двери в конце этого года.
Максим Суханов