Имя единственной ирландки, праведницы народов мира, увековечили в Корке
Пешеходный мост имени Мэри Эльмс открылся на днях в Корке. Мэри родилась во втором по величине городе Ирландии в семье химика, управлявшего собственной аптекой. По окончании школы девушка провела год во Франции и поступила в Тринити-колледж в Дублине — самый престижный вуз Ирландии. В 1931 году 23-летняя студентка удостоилась Золотой медали за успехи в учебе, защитила диплом по современной французской и испанской литературе, а по окончании колледжа получила стипендию для продолжения образования в Лондонской школе экономики. Профессора прочили ей блестящую академическую карьеру (в скобках отметим, что считанные девушки учились в то время в университетах).
Как пишет ХАДАШОТ, в 1936-м выпускница получила еще одну стипендию — для изучения международных отношений в Женеве. В том же году в Испании началась гражданская война, и Лондонский университет отправил Мэри в качестве социального работника в детский госпиталь в провинции Андалусия.
Вскоре она приобрела репутацию способного администратора и, по мере наступления франкистских войск, двигалась с колоннами беженцев на северо-восток Испании, открывая детские больницы. Когда в конце 1937 года неожиданно скончался отец, Мэри даже не смогла уехать на похороны — ей просто не нашли замену. Она покинула Испанию в последний момент, последовав за «своими» беженцами во Францию. Здесь, в поспешно возведенных лагерях, молодая женщина открыла мастерские, столовые, школы и больницы для переселенцев.
На юго-западе Франции ее застала другая война — Вторая мировая. Перед еврейскими беженцами, интернированными в регионе Пиренеев, маячила перспектива отправки в концлагеря. На первых порах к детям это не относилось, но 11 августа началась тотальные депортации из лагеря Ривальт — до ноября 1942 года 2300 иностранных евреев были вывезены отсюда через Дранси в Аушвиц.
Мэри вполне осознавала, что это значит, и в багажнике своей машины стала перевозить еврейских детей в ей же созданные еще в начале войны в предгорьях Пиренеев детские приюты. За эти два месяца молодая ирландка с соратниками спасла по меньшей мере 200 детей (по другим данным — более 400). Кроме того, она добывала молоко и одеяла для маленьких беженцев.
В начале 1943 года Эльмс была арестована нацистами по подозрению в пособничестве евреям и отправлена в печально известную тюрьму Френ под Парижем, где содержали бойцов Сопротивления. Когда много лет спустя, ее расспрашивали об этом, женщина ответила: «Ну, мы все тогда испытывали неудобства, не так ли?».
Ее освободили через полгода благодаря вмешательству посольства Ирландии и Международного Красного Креста. После войны Мэри осела в Перпиньяне близ франко-испанской границы, вышла замуж за француза и родила двоих детей.
Профессор Рональд Фройнд. Фото: Midas Films | Открытие мемориальной доски Мэри Эльмс на мосту ее имени, Корк. Фото: corkcity.ie |
О войне она почти не вспоминала и даже отказалась принять орден Почетного легиона, дабы не привлекать внимания к своей деятельности в годы Холокоста. Эта история стала более или менее известна в 1998-м, после выхода документального фильма о гражданской войне в Испании, для которого ирландка дала интервью.
Женщина скончалась в 2002 году в доме престарелых на юге Франции. Один из спасенных Мэри детей — профессор Рональд Фройнд — узнал имя своей спасительницы уже после ее смерти. В 2011 году профессор с разрешения родных Эльмс выдвинул ее на получение звания Праведницы народов мира. В 2013 году Мэри стала первой и пока единственной ирландкой в списке Праведников, официально признанных «Яд Вашем». Ее именем названа премия в области изучения Шоа, присуждаемая Образовательным фондом Холокоста в Ирландии.
Полтора года назад муниципальный совет Корка — родного города Мэри — объявил, что новый пешеходный мост, соединяющий набережную Патрика и торговую набережную, будет назван в честь Мэри Эльмс. На днях мост, которым будут пользоваться до 11 000 человек каждый день, был торжественно открыт для публики.
Александр Файнштейн