Что Болтон рассказал интересного об Украине
Скандальная книга экс-советника президента США раскрывает взгляды Трампа на украинский вопрос
В ночь против вторника, когда в Америке наконец вышла книга Джона Болтона «Комната, где это произошло», стало понятно, почему Минюст США так упорно стремился заблокировать ее публикацию, а сам Трамп пригрозил своему экс-советнику уголовным преследованием.
Монография Болтона рассказывает о попытках президента заменить государственные интересы собственными, а также изобличает неосведомленность в вопросах внешней политики и национальной безопасности. Украинской теме посвящен целый раздел, который в деталях раскрывает, как и от кого президент Трамп получал информацию о событиях в Украине, как это мешало ему общаться с Путиным и что думали в США о президентах Порошенко и Зеленском. Рассказ об Украине имеет несколько сюжетных линий, впрочем, содержит однозначный вывод: политика Трампа в этом направлении была неправильной и едва не стала для него катастрофой.
О ПОНИМАНИИ ТРАМПОМ УКРАИНЫ
Советник по вопросам нацбезопасности Белого дома – должность, которую можно сравнить по влиянию на внешнюю политику с государственным секретарем США, в зависимости от того, кому больше доверяет сам президент. Как написал Болтон, он неоднократно советовался с госсекретарем Помпео и другими чиновниками аппарата нацбезопасности, и вместе они придерживались одинаковой позиции в отношении Украины – ее поддержки на фоне российской агрессии.
Однако сам Трамп абсолютно не понимал, почему США помогают Украине и для чего предназначались $250 млн военной помощи, утвержденные Конгрессом. Он даже хотел, чтобы эти деньги платили не США, а НАТО, что «физически невозможно», писал экс-советник Белого дома.
Кстати, у Трампа было свое видение в отношении НАТО – он даже хотел выйти из Альянса по «финансовым» причинам, однако советникам удалось его убедить не делать этого. В то же время не меньший дискомфорт Трампу создавал украинский вопрос.
«Украина – это стена между нами и Россией», – приводит Болтон одну из цитат Трампа во время очередного совещания, подчеркивая, что у президента нет глубокого понимания украинской ситуации.
Советник Трампа подчеркивает, что тот вообще не придавал значения информационным докладам представителей разведки, в которых говорилось о развитии ситуации в мире, в том числе о гибридных угрозах со стороны России.
Президент, чтобы быть в курсе всех событий, должен обязательно ежедневно заслушивать руководителей разведки, но Трампа раздражали эти совещания, и он сделал их еженедельными. «Я не думаю, что даже эти брифинги были очень полезными, представители разведывательного сообщества считали так же, потому что значительную часть времени все проводили, слушая Трампа, а не Трамп слушал докладчиков», – вспоминает автор.
Здесь стоит отметить, что книга Болтона стала для американской администрации очередным «тестом на откровенность». Очередным – потому что это не первый огромный выплеск информации, которая должна была бы оставаться за грифом секретности или, по крайней мере, конфиденциальности. Такие утечки раскрывают чувствительные темы и детали переговоров, а также слабые места президента, чем могут воспользоваться противники: Китай, Россия или Иран.
В то же время у Штатов огромный опыт неожиданного появления секретов в СМИ и даже WikiLeaks. Это заставляет чиновников всегда действовать согласно закону. Последний раз подобное «чистилище» для администрации состоялось во время слушаний по импичменту Трампа, когда американские дипломаты и другие чиновники были вынуждены публично отчитываться за каждый свой шаг в отношении Украины перед Конгрессом.
Таковы правила в стране, которая считается крупнейшей в мире демократией. И, вероятно, это объясняет, почему в Штатах существование любой незаконной «схемы» быстро разоблачается.
ИСТОЧНИКИ ТРАМПА И ПУТИН
К кому же больше прислушивался Трамп, как не к собственной разведке и своим советникам в вопросах нацбезопасности? Как пишет Болтон, большим авторитетом у главы Белого дома пользовались приближенные к нему адвокаты. Один из них – Руди Джулиани, который имел прямой выход на Трампа и время от времени общался с ним в президентской комнате. Это ярко подчеркивает эпизод с попытками Джулиани отстранить от должности тогдашнего главу посольства США в Киеве Мари Йованович. Как пишет Болтон, Трампу доносили, что она «голосовала за Клинтон», «критиковала администрацию», говорила всем о предстоящем импичменте Трампа и якобы ничем не занималась, кроме проблем ЛГБТ-сообщества.
«25 марта Трамп позвал меня в Овальный кабинет, но я нашел его в маленькой столовой с Руди Джулиани и Джеем Секуловым, еще одним его частным адвокатом. Они явно наслаждались обсуждением (итогового – ред.) доклада (спецпрокурора – ред.) Мюллера относительно российского расследования. На этой встрече я понял, что источником слухов о Йованович был Джулиани», – поделился Болтон.
В то же время он отметил, что у Трампа было особое отношение к президенту РФ Владимиру Путину, но он никогда об этом не делился. И Путин определенным образом влиял на его понимание ситуации.
«Что же касается оценки самого Путина, он (Трамп – ред.) никогда не высказывал мнений, по крайней мере передо мной, – пишет Болтон. – Я никогда не спрашивал Трампа о его взглядах, возможно, боялся того, что могу услышать. Его (президента США – ред.) личная позиция относительно российского лидера осталась загадкой». В этом же контексте экс-советник Белого дома также отметил, что пытался убеждать президента ввести новые санкции против России, однако тот никогда не выражал поддержки.
РЕАКЦИЯ НА ИНЦИДЕНТ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ
Болтон вспоминает несколько подробностей относительно отношения Трампа к Кремлю и Украине на фоне инцидента в Керченском проливе, где россияне применили оружие и взяли в плен украинские корабли вместе с экипажами.
«Сначала Трамп выразил мнение, что Украина сама это спровоцировала, что было по крайней мере вероятным, учитывая будущие президентские выборы. Но, возможно, и россияне стремились к противостоянию, очевидно, пытаясь таким образом узаконить свою «аннексию» Крыма», – написал автор. Здесь он объяснил, что на тот момент было мало проверенной информации относительно конфликта в Черном море, она поступала дозированно из посольства США в Киеве. Впрочем, как отметил Болтон, «Трамп не был заинтересован делать что-то быстро, даже если виновной была Россия».
Инцидент в Керченском проливе произошел как раз перед запланированной встречей Трампа с Путиным на G20 в Аргентине в ноябре-декабре 2018 года. Проводить ее в условиях новой открытой агрессии Кремля было невозможно, поскольку это означало бы «закрыть глаза» на выходки россиян, однако президент США все равно искал возможности пообщаться с Путиным.
«Трамп позвонил мне и сказал, что согласился бы на двустороннюю встречу, если Путин после нее объявит, что освобождает (украинские – ред.) корабли и экипажи, что фактически трактовалось бы как достижение Трампа в их освобождении», – отметил по этому поводу Болтон.
И хотя россияне не согласились на это предложение и запустили судебный процесс против украинских моряков, глава Белого дома все же нашел время на G20 для коротких переговоров с Путиным. Позже, по словам Болтона, Трамп в общении с немецким канцлером Ангелой Меркель «намекал, что благосклонный к России украинский президент мог бы помочь избежать третьей мировой войны, и россиянам такое понравилось бы».
В конце концов, как написал экс-советник Белого дома, учитывая нежелание Трампа делать резкие шаги, более-менее сильная реакция Штатов на инцидент в Керченском проливе была сформулирована постпредом США при ООН Никки Хейли. По словам Болтона, она не хотела получить на орехи от прессы за мягкую позицию, которую озвучила первой от имени администрации.
«ПРОУКРАИНСКИЙ» БОЛТОН
В разделе, посвященном Украине, бывший советник по нацбезопасности президента США в положительных тонах вспоминает о своем визите в Киев, где представил Соединенные Штаты на параде ко Дню независимости Украины.
«Джим Маттис (министр обороны США – ред.) принял участие в такой же церемонии 2017 года, чувствуя, как и я, насколько важно демонстрировать решимость США продолжать поддерживать независимость и жизнеспособность Украины. Учитывая одностороннюю российскую аннексию Крыма, а также очевидную помощь РФ и контроль над «оппозиционными» силами на востоке Украины, эта обеспокоенность была далеко не гипотетической», – отметил Болтон.
Он также описал встречи с лидерами Украинского государства во время этого визита. В частности, представитель США согласился с оценками Владимира Гройсмана, что Украина является красной линией для Путина: «Если он (Путин – ред.) сможет ее успешно пересечь, то почувствует безнаказанность за свои действия по всей Европе и в целом мире, а это вызывает вполне обоснованную обеспокоенность у США».
Болтон также вспоминает, как президент Порошенко несколько раз благодарил США за предоставленное оборудования и оружия. «Порошенко хотел приобрести больше американского оружия, а мы объяснили свою обеспокоенность тем, что украинские компании продают современные конструкции двигателей самолетов Китаю – обеспокоенность, которая лишь увеличились в течение года до моего следующего визита в Киев», – объяснил он сложности переговоров.
Экс-советник Белого дома также поделился деталями своего разговора с Петром Порошенко, который состоялся после официальной части в Мариинском дворце. Тогдашний украинский президент спросил Болтона, есть ли возможность, чтобы США поддержали его на выборах, однако в ответ получил «нет» в не слишком грубой форме.
«Чего действительно хотел Порошенко, так это того, чтобы Америка ввела санкции против Игоря Коломойского, украинского олигарха, который поддерживал Юлию Тимошенко – она, по крайней мере тогда, была главной конкуренткой Порошенко на выборах 2019 года. И хотя в том разговоре мы об этом не вспоминали, но Коломойский также поддерживал Владимира Зеленского, который тогда лидировал в соцопросах, впрочем, его не воспринимали всерьез, ведь, в конце концов, он был просто актером», – написал Болтон.
Он добавил, что упоминание о Зеленском-актере было с его стороны «шуткой» для либеральных читателей. «Рональд Рейган, один из самых выдающихся президентов Америки, тоже был актером», – объяснил автор. А на просьбу Петра Порошенко Болтон ответил, что все доказательства в отношении Коломойского он может отправить в Министерство юстиции США.
И экс-советник Белого дома неоднократно подчеркивал в своих мемуарах о Порошенко, что тот был очень мощным антироссийским президентом Украины.
Монография Джона Болтона «Комната, где это произошло» содержит еще тонны интересных эпизодов, которые касаются не только Украины и России, а также других «горячих» тем для Вашингтона, в частности в отношении Китая, Турции, Ирана, Сирии, Венесуэлы, Северной Кореи. И на фоне пестрого контекста экс-советник Белого дома показал, насколько сложным был и, возможно, остается украинский вопрос во внешней политике кабинета Трампа. В эпилоге автор отмечает: «Я знал больше, чем хотелось бы, о том, как Трамп решал вопрос относительно Украины». Очевидно, он имел в виду, в частности, историю с попытками давления на президента Зеленского со стороны группы Джулиани, что впоследствии стало основной темой слушаний по импичменту Трампа в Конгрессе США.
В то же время Болтон дал понять, что в администрации были и остаются влиятельные личности с адекватным пониманием ситуации относительно агрессии РФ против Украины, а также угроз Кремля цивилизованному миру в целом. И если бы не они и не мощная двухпартийная поддержка Украины со стороны Конгресса США, кто знает, какой бы тогда была позиция нынешнего хозяина Белого дома.