Елки виноваты в глобальном потеплении
Вечнозелёные ели и сосны служат в холода чем-то вроде тепловых аккумуляторов, сохраняя некий высокий уровень тепла у земной поверхности
Экологи обнаружили изменения в территориально-видовом составе русской тайги. Они выражаются в увеличении доли вечнозелёных хвойных и уменьшении количества лиственничных деревьев, что может спровоцировать серьёзнейший скачок глобального потепления.
Русские хвойные бореальные леса, или тайга, покрывают площадь, сравнимую с территорией Соединённых Штатов. Эти леса давно являются предметом исследования экологов. Ведь то, как такие огромные древесные массивы отвечают на изменения в окружающей среде (например, на глобальное потепление), непосредственно отражается на «самочувствии» всей биосферы.
Учёные из Университета Виргинии обратили внимание на то, как изменялся территориальный и видовой состав тайги в течение последних десятилетий. По словам экологов, лиственничные породы постепенно смещаются на север, а их место занимают идущие вслед вечнозелёные хвойные. Как объясняют исследователи в своей статье в журнале Global Change Biology, дело тут вот в чём. Лиственницы сбрасывают на зиму свои иглы, таким образом, совершенно не препятствуя формированию мощного снежного покрова на земле. Снег же очень хорошо отражает солнечные лучи, что вносит существенный вклад в поддержание низкой температуры в течение зимы. А вот вечнозелёные ели и сосны служат в холода чем-то вроде тепловых аккумуляторов, сохраняя некий высокий уровень тепла у земной поверхности. Удерживание тепла создаёт хорошие условия для вечнозелёных, которые постепенно вытесняют лиственницы.
Учитывая общее глобальное потепление, мы имеем систему с положительной обратной связью. Тепло даёт преимущество вечнозелёным хвойным, которые, в свою очередь, ещё сильнее «утепляют землю» там, куда пришли. Математическая модель полностью подтвердила результаты наблюдений и статистики: лиственницы отступают на север тайги, за ними идут всё более распространяющиеся сосны и ели.
Тут надо вспомнить ещё и о том, что хвойные бореальные леса растут на территории вечной мерзлоты, где в замороженном состоянии хранятся крупные залежи диоксида углерода — всем известного парникового газа. Захват земель теплолюбивыми вечнозелёными породами приведёт к перестройке почв и высвобождению CO2 в атмосферу в объёме примерно 15% от его нынешнего содержания в воздухе. Далее следуют апокалиптические сценарии планетарных масштабов...
Всё это не столько убеждает нас — в сотый раз — во вреде глобального потепления, сколько указывает на то, что человеку не обязательно из кожи вон лезть, чтобы расшатать тонкие настройки в биосфере. Достаточно одного неосторожного движения.