12:00 / 12.04.2010 Украина

Будет ли в Киеве памятник Мазепе? (ФОТО)

Некоторые штрихи к современной истории украинского гетьмана

 

9 апреля министр образования Украины Дмитрий Табачник заявил о необходимости написания нового учебника истории, суть которого будет в том, чтобы дать не только исторические оценки прошедшим событиям, но и «отфильтровать» события и персоналии от «цветасто-политической радуги». Не стоит далеко ходить, чтобы понять, что речь может идти о событиях, связанных и с такой исторической персоналией, как Иван-Адам Степанович Колединский, более известный современникам как Мазепа.

         Личность Мазепы  вот уже на протяжении трех веков вызывает многочисленные споры среди историков, политиков, журналистов, представителей культовых органов, да и многочисленной армии граждан бывшего Отечества. Напомним: в 2009-м году вновь была вынесена  на «свет божий» идея установления ему памятника. 20 марта прошлого года пытались «сделать подарок» народам Украины и России, установив памятник Мазепе в Киеве в честь 370-летия со дня его рождения. Второй раз, 8 июля 2009 года, попытались установить памятник ему же, но уже в Полтаве, т.е. в честь               300-летия той битвы, к которой он, в общем, то, не имел никакого отношения (ибо «видел бой издалека»).

И в третий раз, когда во исполнение Указа Президента Украины Виктора Ющенко от 9 октября 2007 года № 955  «О праздновании 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украино-шведского союза», во исполнение постановлений и распоряжений Кабинета министров Украины, киевские власти собирались установить памятник Мазепе на площади Славы, в святом для киевлян месте, где находится Могила Неизвестного Солдата, где похоронены Герои обороны и освобождения Киева.

         В этой истории есть одна, очень страшная и циничная особенность. Сама площадь Славы находится ровно посередине улицы имени Ивана Мазепы (таково ее современное наименование), но именно на той середине, которая соединяет Киево-Печерскую лавру и площадь Героев Арсенала (см. фото внизу). К чему это? А к тому, что площадь Героев Арсенала совсем недавно (конечно, в историческом измерении) носила имя героев, отдавших жизнь за царя «Полковников Искры и Кочубея». А в лавре нашли свое упокоение обезглавленные Мазепою Кочубей и Искра…

         Несколько слов об истории памятника Искре и Кочубею. После Полтавской битвы, доброе их имя  было восстановлено. Затем в произведениях искусства и культуры, началось воспевание благородных чувств верных слуг государя, установлено надгробие на их могилах в Киево-Печерской лавре. А в 1908 году, к 200-летию Полтавской битвы, был установлен им памятник. Значительная часть современных киевлян, а также жителей города, ставших киевлянами совсем недавно, назначая место встречи в районе станции метро «Арсенальная» для большей точности говорят – «Встретимся у пушки». Так вот, уважаемые киевляне и гости столицы. До 1918 года на этом же самом постаменте (в простонародье – тумба) стоял памятник Искре и Кочубею, кстати, на одноименной площади. Во времена УНР, гетманата Скоропадского и Директории, постамент оставили, а вместо него, как историческое издевательство, поставили памятник … Мазепе. Но история, все-таки, умеет устранять ошибки политиканов. Памятник Мазепе, выполненный из гипса, простоял чуть более года. Затем гранит «поплыл» и этот «сгусток истории», в прямом и переносном смысле, был снесен с постамента.

Ну а новая, советская власть, дабы не убирать такой постамент, вместо памятника поставила горную пушку, как образец мужества и стойкости арсенальцев в борьбе с буржуазными националистами.

Понятно, что Мазепа никак на роль революционного героя не подходит, да и Искра, и Кочубей, все-таки погибли за царя и империю, а потому, также в герои не годились. На фоне подвига Искры и Кочубея, отдавших свою жизнь за царя, хочется вспомнить еще об одном историческом герое, также, «отдавшем жизнь за царя» - Петре Аркадиевиче Столыпине.

         И еще о памятнике Мазепе. Эскиз его утвержден в виде лихого всадника «на горячем боевом коне». Но Европе Мазепа известен тоже как всадник, но совсем в другой интерпретации – как побитый любовник, привязанный на круп лошади. Но такой вариант, как – то не устраивает нынешних «мазепистов».

         Хотя, по-моему, лошадь выбрана именно оттуда, из гравюр и афиш, посвященных «изгону» ловеласа и интригана Мазепы из варшавского королевского двора.

         Ну и напоследок я скажу, но не в песне, а в словах. Несколько слов касательно участия самого Ивана-Адама Степановича в Полтавской битве. Уже известно всем (ну, разве, кроме части политической элиты), что Мазепа участия в битве не принимал. Бежал с Карлом, это да, это было. Спасался от царя, которому был предан, у турков, врагов украинского казачества. И есть еще одно свидетельство тех дней. Существует прекрасная картина шведского художника Седестрёма «Мазепа и Карл XII после Полтавской битвы». Но существует два ее варианта. Первый известный всем, как одноименное название «Мазепа и Карл XII после Полтавской битвы», а второй – «Войска шведского короля на берегу Днепра, после Полтавской битвы». Нам все время предлагают к просмотру первый вариант, дополняя его словосочетанием, типа «Карл и Мазепа наблюдают за ходом Полтавской битвы». Но это был не ход, а исход Мазепы со своей родины, на которую он так и не вернулся. Даже здесь фальшь и легкий элемент обмана… Вот так и с самим Мазепой.

         А что касается памятника, запланированного к установке в 2010-м, с  «учетом инициативы общественности», хочу сказать, что кроме «общественности» есть еще народ, который в самом широком понимании этого толкования, значительно больше по силе и значимости, чем «общественность». Поживем, т.е. доживем, увидим. И дай бог, чтобы наши дети, хотя бы за десятилетие разобрались в том, что натворили «политические дяди» за три года, три года, как три круга, по которому они нас водили, как в хороводе лжи и обмана.

Сергей Смолянников

ТЭГИ: