На каждый миллион тонн добытого угля в Украине приходится 2,2 смерти
Наша страна - в тройке мировых лидеров по количеству травматизма в шахтах
Украина - в тройке мировых лидеров по количеству травм и смертей на шахтах, передает радио «Свобода». Только за последний месяц (по июль этого года) произошло не менее 7 аварий - это только на легальных шахтах. Какова ситуация в так называемых копанках, нелегальных частных шахтах, вообще неизвестно.
95% украинских шахт не модернизировали уже более 20 лет - это одна из причин того, что на 1 миллион тонн добытого угля в нашей стране приходится 2,2 смерти. И ужасная статистика с годами не меняется, жертв рудников меньше не становится, утверждает лидер партии «Новая Сила» Юрий Збитнев.
«За каждым долларом, за каждой сотней миллионов долларов стоят жизни конкретных людей. За первое десятилетие независимости Украины погибло 3,4 тысячи шахтеров, примерно столько же остались инвалидами. Еще 10 лет нам не менее дорого обошлись. Мы находимся в тройке мировых лидеров по количеству случаев травматизма и гибели людей на шахтах», - отметил Юрий Збитнев.
Со своей стороны Павел Воронов, начальник отдела охраны труда Министерства энергетики и угольной промышленности констатирует: за последние 5 лет количество травмированных и погибших сократилось вдвое. А аварийность за последний год упала на 30%. Этому, в частности, способствует государственная программа уменьшения травматизма на добывающих предприятиях, говорит чиновник.
«Вводится новое оборудование, возможно, не так активно, как хотелось бы, потому что много денег очень надо. Новый уровень системы управления промышленной безопасности и охраны труда. Требуем увеличения средств от реализации угля, чтобы шли отчисления на охрану труда не менее 3%», - отметил Павел Воронов.
Что же касается копанок, - никаких цифр или предложений Минуглепром не имеет. В то же время, нелегальная добыча угля (с использованием современной техники) приобрела за последние 20 лет промышленные масштабы, сообщает луганский корреспондент Радио Свобода.
Красный Луч - один из центров нелегального бизнеса. Местный житель Александр полтора месяца назад работал на копанке. Говорит, деньги платили вовремя, получал около трех тысяч в месяц. «На случай проверок была установка - бежать в ближайшую лесопосадку и звонить начальству, - говорит он. - Мужчина, который выдавал зарплату, был в милицейской форме. Так что он милиционер, скорее всего».
На подпольной шахте вместе с Александром работало еще семь мужчин. Часть людей добывали уголь под землей и грузили в самодельные вагонетки, другие - с помощью лебедки и трактора вытаскивали уголь на поверхность. Ни о каких социальных гарантиях и технике безопасности на таких предприятиях даже не вспоминают. Обвалы креплений, взрыв метана, отравление газом - смертельные случаи не единичны.
Зато в милиции отчитываются о борьбе с копанками. По данным пресс-службы областного управления МВД, в этом году возбуждено 92 уголовных дела по фактам нелегальной добычи, изъято 72 единицы техники (экскаваторы, бульдозеры, тракторы), а также 2,5 тысяч тонн угля. Председатель Луганской областной администрации Владимир Пристюк недавно вообще заявил: с ноября прошлого года работу незаконных копанок на Луганщине удалось остановить. Однако, целесообразнее копанки не просто закрывать - их нужно легализовать, считает руководитель Луганщины. По его подсчетам, вскоре в области будет создано 600 мини-шахт.
Целью владельцев и руководителей шахт является большее количество добытого угля меньшими силами и затратами, говорит Дмитрий Калитвинцев, член правления объединения граждан «Трудовое движение «Солидарность». А зарплата горняков зависит от количества добытого угля, поэтому на шахтах и ??не соблюдают технику безопасности, утверждает Калитвинцев.
«Если все сделать по технике безопасности, то такой добычи, который сейчас дает шахта - более миллиона тонн - его уже не будет. Но люди будут живы. Еще люди идут на эти нарушения, так как есть интегрированная система оплаты труда, введены оклады: 2,9 тысячи гривен, 3,1 тысячи гривен и 3,4 тысячи гривен, - говорит Калитвинцев. - Для того, чтобы получить больше - шахтер должен проявить инициативу. А инициатива в шахте - это преступление. Нельзя в шахте проявлять инициативу. Все должно быть четко согласно технике безопасности. Если человек не проявляет инициативу - он получает гораздо меньше. Еще и сам оклад шахтера - в два раза меньше, чем должно быть. Должно быть согласно отраслевым соглашением - 6,7 тысяч гривен».
Александр имеет 20-летний опыт работы в шахтах. К тому же, побывав в Германии, он может сравнить, как платят горнякам там, и как в Украине. Александр отмечает: самый оптимальный вариант, по которому можно убить двух зайцев - должную зарплату и тщательное отношение к нормам безопасности - почасовая оплата труда.
«Датчики, контролирующие уровень метана, шахтеры заматывают или целлофаном, или фуфайку, или просто поднимают их вверх и концентрация небольшая. Потому что наша система оплаты является премиальной. А именно, когда выполняешь план и добываешь больше угля или метров больше пройдешь, тем выше заработная плата. Я был в Германии, а там у них почасовая оплата труда и все соблюдают правила техники безопасности. Все же люди понимают, что должны зарабатывать деньги, но еще и знают, что домой надо прийти живым», - рассказал Александр.
Введение почасовой оплаты труда поддерживает также председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. «Для того, чтобы шахтеры не были вынуждены нарушать правила техники безопасности в погоне за тоннами и по зарплатам, необходимо ввести именно систему почасовой оплаты труда», - говорит он.
Закон «О повышении престижности шахтерского труда» предусматривает постепенный переход на почасовую оплату труда шахтеров. Но, как отметил Волынец, в Украине нет ни одной шахты, где бы соблюдался такой принцип.
«Одни из самых серьезных причин травмирования шахтеров - это коррупция и безответственность. За 20 лет независимости действительно виновное лицо ни разу не понесло ответственность. Люди работают в условиях, где нарушается паспорт ведения горных работ газового режима, не хватает элементарных средств индивидуальной защиты. Я не знаю таких случаев, где бы страховали шахтеров и шахтеры получали бы страховки», - сказал Михаил Волынец.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности постоянно пытаются стимулировать соблюдение правил безопасности разными методами, утверждает Павел Воронов, начальник отдела охраны труда ведомства.
«Стараемся финансово заинтересовать всех, начиная от работодателя, заканчивая работником, чтобы прививать интерес к не нарушению, к безопасному труду. Строгие требования будут ко всем», - подчеркнул он.
Хотя обязанность обеспечить соответствующие условия труда возлагается именно на руководителей и владельцев шахт, однако часто именно они закупают старое оборудование и разными способами экономят на средствах безопасности, утверждают профсоюзы.
Вместе с тем, украинское законодательство, которое существует в этой сфере, не позволяет привлечь к серьезной ответственности - уголовной и материальной - виновников аварий на шахтах, отмечает независимый энергетический эксперт Владимир Сапрыкин.
«Надо вкладывать больше в обеспечение техники безопасности, повысить ответственность в случае гибели или травмирования шахтеров и выписать это на законодательном уровне. Руководство должно заботиться об обеспечении техники безопасности, и сами шахтеры. Кроме того, должны серьезно подходить к этому ответственные органы, Госгорпромнадзор должен регулярно спускаться в шахту», - отметил эксперт.
По статистике Независимого профсоюза горняков, в 2008 году на шахтах погибло 174 шахтера, в 2009 - 151, в 2010 - 108. Число жертв только за 7 месяцев этого года составляет 105 человек.