Ученые раскрыли тайну происхождения алебастровых статуй Лувра
Статуи были изготовлены из гипса, добытого в разных уголках Европы.
Ученые заявили о том, что статуи эпохи Возрождения, выставленные в Лувре, были изготовлены из гипса, который был добыт в трех разных регионах Европы: центральной части Англии, на севере Испании и в предгорьях французских Альп. Выводы исследователей были опубликованы в журнале PNAS, сообщает zn.ua.
В ходе исследования ученые изучили химический и изотопный состав небольших "чешуек" гипса, которые им разрешили отделить от статуй хранители Лувра, музея Пти-Пале в Авиньоне и настоятели соседнего с ним монастыря Вильнев.
Алебастр, как и гипс, состоит фактически из одного химического соединения – сульфата кальция, содержащего в себе определенное количество воды и мелких примесей, таких как стронций и прочие щелочноземельные металлы. Традиционно считается, что все алебастровые статуи средневековья и Возрождения были выточены из особого типа гипса, извлеченного из пород времен Триасового периода, отложения которых встречаются достаточно широко в Европе. Это сильно затрудняет поиски их "прародителя".
С другой стороны, доли "тяжелых" изотопов кислорода, серы и стронция могут заметно отличаться для различных каменоломен, где сегодня добывается гипс и где в прошлом добывали сырье для производства алебастра. Руководствуясь этой идеей, ученые проанализировали химический и изотопный состав статуй и попытались понять, где было добыто их сырье.
Как оказалось, большая часть статуй в Лувре и в музеях Авиньона была выточена из алебастра, добытого всего в трех точках Европы – в центральной части Англии, в Стаффордшире, на севере Испании, на территории Наварры и Арагона, и в Альпах, в окрестностях городка Нотр-дам-де-Месаж.
Оттуда эти запасы алебастра попали в различные города на юге и на севере Франции, где были сработаны те скульптуры и барельефы, которые сегодня хранятся в Лувре и в других музеях. Характер их распространение по Франции, как считают ученые, указывает на то, что данный материал торговцы перевозили в основном на речном и морском транспорте, а также на наличие достаточно развитых торговых сетей во времена позднего средневековья, позволявших осуществлять подобную торговлю.
Что интересно, в некоторых случаях скульпторы использовали не "местные" или самые близкие источники гипса, а более далекие залежи сульфата кальция. К примеру, погребальный монумент папы Урбана V был изготовлен из гипса, добытого на Лазурном берегу, который предположительно имел более высокое качество, чем алебастр из Нотр-дам-де-Месажа.