Продолжаются попытки взять под контроль рынок мобильных телефонов
Некоторые инициативы при этом вызывают вопросы
Украинский рынок мобильных телефонов в последнее время стал мишенью фактически лавины разнообразных законодательных инициатив, основная цель которых весьма благородна – упорядочить сферу продаж аппаратов и обеспечить ее контроль со стороны державы. Но предлагаемые механизмы достижения этой цели вызывают порой некоторые вопросы.
Так, с целью предотвратить ввоз в Украину нелегальных «мобилок» народные депутаты Виталий Корж и Юрий Мороко предложили законопроект №9695 «О внесении изменений в Закон "О телекоммуникациях" относительно предотвращения пользования терминалами, законность ввоза которых на территорию Украины не подтверждена», зарегистрированный в Верховной Раде. Данный законопроект предусматривает создание единой базы данных об абонентском оборудовании, с помощью которой можно было бы определить, разрешен или нет данный телефон для обслуживания в украинских телекоммуникационных сетях.
Согласно предложениям, обязанность ведения и обновления этой базы возлагается на УГЦР - Украинский государственный центр радиочастот. Определять же порядок ведения базы и доступа к ней должна Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Отечественные телекоммуникационные операторы, согласно законопроекту, будут иметь бесплатный доступ к этой базе. Их обязанностью будет следить, чтобы в сетях обслуживались исключительно «разрешенные» терминалы. При этом владельцы телефонов, легальность которых сомнительна, будут иметь 90 дней на подтверждение законности ввоза в Украину своих аппаратов.
Собственно, нынешний законопроект продолжает уже начатый процесс контроля над тем, чтобы в украинских сетях обслуживались только легально ввезенные в страну телефоны. Так, как известно, с марта 2009 года в Украине действует новый порядок ввоза и реализации радиоэлектронных средств, которым предусмотрено предоставлять УГЦР таможенные документы и информацию об их IMEI-кодах (пятнадцатизначный код, являющийся уникальным серийным номером каждого мобильного терминала стандарта GSM) в течение 10 дней после ввоза в страну. И только после этого мобильные телефоны можно реализовывать.
Цель этой инициативы также известна – определить нелегально ввезенные в Украину мобильные телефоны с тем, чтобы в дальнейшем отключать их от сетей. Осуществляя ее, УГЦР к концу прошлого года уже ввело в эксплуатацию автоматизированную систему учета мобильных телефонов. Дело осталось за малым: предусмотреть в законодательстве отключение нелегально ввезенных «трубок». Ведь попытки заставить операторов сделать это без законодательной базы закончились провалом, и в данной ситуации операторов обвинять трудно.
Безусловно, инициатива эта весьма позитивна. Хотя, по экспертным оценкам, попытка отключения нелегальных телефонов будет встречена операторами в штыки, ведь по некоторым данным, доля нелегальных аппаратов в нашей стране составляет около 40% от их общего количества. А значит, их единомоментное отключение может обрушить рынок мобильной связи.
Но есть в попытках контролировать рынок мобильных телефонов еще один момент. В частности, речь идет об идентификации аппаратов, ввозимых в Украину. То, что покупатель должен иметь возможность определять, легальный ли телефон он покупает, без сомнений. Однако предлагаемые варианты такой идентификации вызывают недоумение.
В частности, как сообщал «Багнет», еще в прошлом году НКРС «принял за основу» проект постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка маркировки радиоэлектронных средств и излучающих устройств, которые ввозятся из-за рубежа, производятся и реализуются в Украине». Речь идет о том, что на каждый продаваемый в Украине телефон будет наклеиваться марка, свидетельствующая о законности его нахождения в продаже.
Согласно тексту документа, маркировка радиооборудования учетными марками осуществляется «в целях обеспечения контроля за его оборотом в Украине, содействия защите украинского рынка от некачественного и неразрешенного к применению радиооборудования, а также предотвращения, выявления и устранения нарушений законодательства в сфере телекоммуникаций и защиты прав потребителей».
Проект предусматривает, что маркировке подлежит каждая единица радиооборудования, которую можно применять на территории Украины в полосах радиочастот общего пользования независимо от типа, модели и сферы применения.
Маркировка распространяется на радиооборудование, которое ввезено из-за границы, а также на то, которое производится или реализуется в Украине субъектами хозяйствования в установленном законодательством порядке.
Некоторые положения этого документа выглядят весьма странно. Например, в данном проекте постановления правительства НКРС и ГП «Укрэлекон» (компания, которую «проталкивают» единым производителем марок) указали уже и стоимость одной марки. Так, пункт 7 постановления гласит: «Установить размер платы на покрытие затрат, которые связаны с производством, хранением и реализацией учетных марок для маркирования радиоэлектронных средств и излучающих устройств, которые ввозятся, изготавливаются, реализуются и эксплуатируются в Украине, обеспечение функционирования Автоматизированной системы контроля за обращением в Украине промаркированных радиоэлектронных средств и излучающих устройств, которые ввозятся с целью реализации или производятся в Украине в размере 5,04 гривен за одну марку». То есть, еще до проведения каких-либо тендеров, «организаторы» маркировки мобильных телефонов уже до копейки просчитали, сколько каждый украинец, покупающий телефон, будет за него переплачивать (цена марки, понятно, включается в цену аппарата).
Этот нюанс дает понять, что вся данная инициатива имеет «шкурную» подноготную, и осуществляется в интересах одной компании – упомянутого ГП «Укрэлекон». Стоит также вспомнить, что данная махинация начиналась еще в 2008 году, когда ГП «Укрэлекон» НКРС и Укрчастотнадзор начали масштабную аферу по выкачиванию бюджетных средств на реализацию идеи по маркированию мобилок, якобы для защиты украинского рынка от «серого» импорта мобильных телефонов. В последнее время они все более настойчиво пытаются внедрить дополнительную маркировку притом, что предлагаемая марка согласно проведенного журналистами «Багнета» исследования документом строгой отчетности (ДСО) не является и польза от ее внедрения весьма сомнительна.
К этому также напомним, что заводы-изготовители с 2005 года крепят на корпус телефонов пометку с указанием его модели, индивидуального номера, а также с изображением фирменного логотипа Укрчастотнадзора. Также, по информации СМИ, нет и проблемы так называемого серого импорта мобильных телефонов, о чем ранее заявлял глава Укрчастотнадзора Павел Слободянюк, уточнивший, что на сегодня почти весь импорт данного товара в нашу страну - «белый».
Тем не менее, инициаторы этой схемы с завидной настойчивостью пытаются ее протолкнуть, не смотря на постоянные провалы. Так, осенью 2010 года данная затея в очередной раз не удалась. При этом выяснялись и интересные факты относительно организаторов аферы. Так, ГП «Укрэлекон», в числе соучредителей которого ГНАУ, Минфин и Минэкономики, засветилось в целой череде коррупционных скандалов, таких как контрабандный ввоз в Украину оборудования. А еще осенью 2009 года СБУ лишило данное предприятие лицензии на производство голографических защитных элементов.
Таким образом, как видим, на фоне вполне разумных и полезных инициатив относительно наведения порядка на все более расширяющемся рынке мобильных телефонов, находится место и для откровенных афер. До последнего времени они заканчивались неудачами. Остается надеяться, что и в будущем у их организаторов не будет шансов на успех.