12:30 / 21.12.2010 Спорт

Итоги Ванкувера-2010: ни медалей, ни надежды

Украинское олимпийское спокойствие: никто ни за что не отвечает…

Конец года. Время подводить итоги. Во многом неутешительные. Главным спортивным событием уходящего 2010-го стала, без сомнения, Зимняя Олимпиада. Мы и раньше на подобных мировых форумах особо звезд не хватали. Но Ванкувер-2010 стал жирным восклицательным знаком на немощи зимних видов спорта в нашей стране.

О том, чтобы Олимпийские игры в Ванкувере закончились как можно быстрее, мечтали, кажется, все. Кроме неисправимых романтиков, до конца веривших, что сборная Украины выиграет хотя бы одну медальку. Но столь оптимистичное 5-е место биатлониста Андрея Дериземли в спринте, которое он занял на второй день Игр, так и осталось нашим лучшим результатом… И что будем делать? Возьмем в руки побольше камней и начнем швырять в: а) спортсменов; б) чиновников; в) правительство; г) Президента (тогда еще Виктора Ющенко). А действительно, в кого?

Все вроде как бы оказались в итоге не при делах. Спортсмены говорили, что сделали все, что в их силах и даже больше. При этом сетовали, что в стране нет ни одной нормальной базы зимних видов спорта. Тренеры ворчали, что МОК поставил спортсменов в очень жесткие условия: чтобы попасть в список участников Олимпиады, то есть получить необходимые лицензии, у них было только три месяца.

«Мы закончили отборочную борьбу только 16 января, а уже через месяц должны были выступать в Ванкувере, — пояснял тогда государственный тренер по лыжным гонкам Владимир Нечаев. — Спортсмены, чтобы получить эти лицензии, выкладывались по полной. Восстановить людей очень сложно. И я не знаю, каким должен быть талант тренера, чтобы подвести спортсмена к пику формы дважды за сезон». Нечаев отметил, что для подготовки украинских лыжников к Олимпиаде из бюджета было выделено достаточно денег, впрочем, условия нынешнего международного отбора были неприемлемыми, и в Канаду поехали не все, кто мог принести нам медали.

В свою очередь правительство (устами тогдашнего профильного министра Юрия Павленко) бодро отрапортовало, что «государство выполнило все свои обязательства перед олимпийцами. На протяжении всего четырехлетнего цикла подготовки не было проблем с финансированием. Разве что в начале 2009 года — из-за кризиса. Но мы быстро справились. И все кандидаты, члены сборной провели тренировочные сборы, ездили на все необходимые соревнования, получили нужный инвентарь». По его словам, в прошлом году на подготовку наших олимпийцев был выделен 21 млн грн. Был еще такой удивительный пассаж у Павленко: «Прежде всего, надо учитывать, что зимние виды у нас традиционно не пользуются популярностью. За всю историю независимой Украины наши спортсмены выиграли пять медалей. С 1976 года в составе СССР — кажется, тоже пять, точно не больше десяти. Это говорит о том, что даже в те времена мало уделялось внимания нашим базам… В последние три-четыре года начались их ремонты, строительство. А спортсмены получают возможность тренироваться на лучших аренах мира. Разработана и стратегия олимпийской подготовки до 2020 года. В ней — приоритетные виды: биатлон, фигурное катание, лыжный спорт, фристайл. Приоритет могут получить и другие виды, если появятся высокие результаты». Отвечая на вопрос, почему украинские олигархи не хотят вкладывать деньги в зимние виды, Павленко ответил: «Чем менее популярен вид спорта, тем меньше к нему интерес частного бизнеса. Но последние полгода мы усердно занимались этим вопросом, были привлечены внебюджетные средства, а во время Олимпиады мы достигли еще нескольких договоренностей. Надеюсь, скоро в некоторые виды придут люди, которые будут их развивать…». По словам министра, его ведомство уже сделало определенные шаги: «Принят закон, который вступит в действие 1 января 2011 года. Он обязывает наше министерство разработать модель поощрения частного бизнеса в развитии спорта. Как именно — не могу пока сказать, мы работаем над вариантами. Любая льгота приводит порой не к поддержке, а к злоупотреблениям. Этот момент надо хорошо продумать. Есть и другие методы. К примеру, в Канаде государство уменьшает процент подоходного налога родителям, дети которых занимаются в спортивной школе. Ведь чемпионы рождаются в массовом спорте. Чем больше людей занимается, тем выше шансы получить олимпийских призеров».

Что ж, мысль понятна, осталось только выяснить, сколько в Украине спортивных школ. По словам того же Павленко, на одного олимпийца в среднем из госбюджета выделялось 150—170 тыс. грн в год. Эти деньги, если отбросить в сторону эмоции, фактически потрачены на ветер. Ну или, если угодно, на представительские цели. На 19-м году независимости мы все доказываем, что «ще не вмерла Украина». На одной из предолимпийских пресс-конференций, на которой я присутствовал, чуть ли не главной темой для обсуждения стало, придет ли в «Украинский дом» в Ванкувере президент МОК Жак Роге, как это было в Пекине-2008? Битый час рассусоливали на эту тему…

По поводу представительских функций. Жаль, что вместе со списками спортсменов, отправляющихся на Олимпиаду, не публикуются списки чиновников и прочих власть, деньги и связи имущих, кто туда едет. Если бы они были обнародованы, уверяю вас, мы бы удивились, сколько у нас, оказывается, людей, «озабоченных» зимними видами спорта. Приведу такой пример. Мой сосед — офицер, по служебным делам отправившийся в Канаду перед началом Игр, оказался на одном борту с олимпийцами. Узнал одного из бывших сослуживцев, который сейчас работает в аэропорту. Разговорились. Оказалось, что в салоне на самом деле всего два спортсмена и четыре тренера. Остальные — «и др. сопровождающие лица». И Бог бы с ними, как говорится. Эти прихлебатели всегда были, есть и будут. Но раньше к ним относились без особой злобы. Медальный дым (когда густой, когда не очень) глаза застилал. А сейчас это уже раздражает. Эта одна сторона так и не завоеванной нашей страной хотя бы одной медальки в Ванкувере.

Но есть и обратная. На самом деле нет никакой гарантии, что, сэкономив на поездке в Ванкувер нескольких десятков чинуш, кто-нибудь из наших спортсменов поднялся бы на пьедестал почета. Одно с другим, на мой взгляд, абсолютно не связано. Острый глаз и быстрый бег (в биатлоне), конкурентоспособное фигурное катание и прочее никакими премиальными или обещанными квартирами не купишь. Мозги нужны, хорошие тренерские мозги (к вопросу о том, «каким должен быть талант тренера») плюс современная, нормальная, а не авральная система подготовки. И, может быть, даже стоит не гнушаться переманивать под свои знамена тех, кто не проходит в основные составы своих, более сильных, национальных сборных. Пример великолепной на этих Играх «словачки» Анастасии Кузьминой должен нас заставить внимательнее присмотреться ко второму или даже третьему эшелону этих сборных. И так везде, а не только в биатлоне. Может быть, в биатлоне даже в меньшей степени. И вместо того, чтобы вкладывать деньги в бесперспективного, но украинского спортсмена, может, есть смысл «вложиться» в иностранца, готового доказать, что его родная сборная от него зря отказалась. Ну и мы, глядишь, где-то рядом пристроимся со своей «щеневмерлостью…».

Украине просто необходимо определиться: нужны нам зимние виды спорта или нет. Если нет, тогда все и без того скудные финансовые госпотоки необходимо направлять на летние виды. Если нужны — тогда хватит валять дурака, и надо по-настоящему заниматься восстановлением или строительством. Для прыгунов с трамплина и горнолыжников — базы в Ворохте, для лыжников и биатлонистов — в Тысовце, для фигуристов и хоккеистов — нормальные дворцы спорта, а не «имени его», как сейчас в Киеве, для конькобежцев и мастеров шорт-трека — свой крытый стадион, а не убогая «Льдинка». Нужны нам Белые Олимпиады — тогда политическую волю в кулак и вперед. Если — нет, просто выделяем энную сумму денег перед очередной Олимпиадой на очередной «Украинский дом», шаровары, горилку, сало, борщ, вареники и прочие пресловутые атрибуты нашей гостеприимности и не морочим себе и другим головы. И везем пару-тройку спортсменов. Исключительно в представительских целях...

Константин Николаев