Виктор Рубан: «Главное в стрельбе – психология»
Через два года на Олимпиаду в Лондон лучший лучник страны Виктор Рубан поедет в статусе действующего чемпиона
Это ко многому обязывает. Накануне следующего, предолимпийского сезона Виктор Рубан рассказал о том, как готовится к защите титула, и открыл некоторые тайны своей спортивной и семейной жизни.
- Известно, что за несколько дней до Олимпиады в Пекине у тебя сломался основной лук. Это плохая примета?
- В моем случае это стало скорее счастливым стечением обстоятельств. На прошлой Олимпиаде у меня тоже поломался лук, тогда мы завоевали медаль. Я сказал: значит, и на этой должны. А лук у меня был запасной.
- А где у него слабое место?
- В основном, это плечи. Раньше они были деревянными и с углеволокном. Потом стали делать более продвинутые – из пластика и керамики. Они давали большую скорость стреле, но они более хрупкие. Поэтому чаще всего ломаются именно плечи. У меня за олимпийский год поломалось три пары таких плеч.
- Именного лука у тебя нет?
- Нет. Но тот лук, с которым я завоевал олимпийскую медаль, я его храню, как сувенир.
- Что изменилось за эти два года после Олимпиады в твоей жизни?
- Еще до Олимпиады начали ремонт в квартире. Когда вернулись – закончили и перебрались в свою квартиру, до этого снимали. Свое жилье – это уверенность в будущем. Это твое. Ты знаешь, что если гвоздь забил, то забил его в свою стену. Ну и главное событие – рождение сына, наследника. Назвали его Роман.
Виктор Рубан с сыном Романом
- Будет лучником?
- Я не буду настаивать. Сам будет решать, чем заниматься. Захочет учиться – будет учиться, захочет в спорт – будет заниматься спортом. Заставлять не буду.
- Что важнее для спортсмена – образование или талант?
- Все важно. Спортивная карьера рано или поздно заканчивается. И надо понимать, чем дальше заниматься. Институт немаловажен. Потому что не все спортсмены идут работать тренерами. Кто-то занимает другую нишу.
- Есть «золотой возраст» для стрельбы из лука?
- В принципе нет. Прошлый Олимпийский чемпион – итальянец – ему было лет 19-20, и он стрелял с японцем, которому толи 55, толи 56 было.
- Ты пришел в лучники, когда тебе было 14. Это не поздно?
- Я ходил маму постоянно упрашивал – давай в какую-то секцию пойду, единоборства или что-то в этом роде… Что мальчика интересует – подраться. Определили меня на легкую атлетику. Но бегать у меня не особо получалось. Друзья многие ходили на стрельбу из лука, и моя тетя увидела, что больших достижений в легкой атлетике не будет, и решила поменять род деятельности. Она была педагогом в училище физкультуры, и определила меня именно на стрельбу из лука.
- Ну, и как пошло?
- Первую неделю я отрабатывал движения без ничего. Мне ставили технику, чтобы руками правильно движения выполнял. Потом была «резинка», маленькая нагрузка, маленькое натяжение. И потом мне дали первый учебный лук – это была просто палка с веревкой какая-то… и прицел (смеется). Я стрелял в пустой щит. Календарики приносил, развешивал их, пытался поразить. Если попадал, хвастался маме, сколько дырочек сделал.
- Изменился ли ты внутренне после прихода в спорт?
- Да, он добавил мне много волевых качеств, хладнокровности. Стрельба из лука полностью построена на психологии. От нее много зависит. Если мандраж и руки трусятся, тяжело будет сделать выстрел. Практически все спортсмены технически равны. На тренировках едва ли ни рекорды бьют. А на соревнованиях проявляется психологический фактор. Кто психологически сильнее, тот и побеждает.
- У тебя супруга тоже лучница. Но познакомились вы, насколько я знаю, не на стрельбище, а на дискотеке.
- У нас в Каховке были соревнования. У лучников есть традиция – перед командными стрельбами идти на танцы, гулять допоздна, утром выходить на поле веселыми. На танцах с Анной мы и познакомились. Я подошел, пригласил ее на танец. Через три года поженились.
Анна и Роман Рубаны
- Ну, и как уживаются в семье два спортсмена?
- Она уже не стреляет лет пять. Так что уживаемся. Есть, конечно, и разногласия – ссоримся, миримся…
- Выбирал жену по качеству стрельбы?
- Нет (смеется), она на тот момент не особо сильно стреляла.
- Какие планы на год грядущий?
- С января начинается новый сезон. Будет полным ходом идти подготовка к чемпионату мира. Там мы будем завоевывать лицензии на Олимпиаду.
- Но ты же поедешь в Лондон уже в статусе чемпиона.
- Будет сложнее, но пока я об этом не думаю. Этот чемпионат мира сам по себе будет сложный. Другая система с лицензиями, уровень спортсменов растет. У нас самые большие конкуренты – корейцы. Они уже четыре Олимпиады выиграли подряд. И многие команды берут себе корейских тренеров.
Беседовал Евгений Оноприенко