08:00 / 19.11.2010 Спорт

Россия вошла в «Формулу». Всерьез и надолго

Над этим работали все: от Путина до Фоменко

Россия уже добилась проведения Олимпиады в Сочи и Универсиады в Казани, она серьезно претендует на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. И вот теперь «Формула-1».

А она расширяется, уверенно двигаясь именно в восточном направлении.  С огромным успехом проходят гонки в Сингапуре и Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, Китае, Бахрейне, Южной Корее. Логика владельца «Формулы» Берни Экклстоуна понятна: богатые восточные страны в состоянии заплатить больше, чем европейские. Старосветские трассы скоро вообще могут исчезнуть. Серьезные  убытки несут бельгийцы и немцы. Во Франции гонки не проходят уже два года! Вот и идет им на смену Восток. В следующем году на «формульной» карте появится Индия. А затем — и Россия.

Сам Берни хотел «въехать» в Россию еще раньше. И главным вариантом рассматривалась Москва. Она предлагала два варианта. Провести городскую трассу по центру города (как в Монако) или  на  Moscow Raceway, - автодроме, который строится в Волоколамском районе Подмосковья. С гонкой в городе не срослось сразу же. Мало того, что пришлось бы перекрывать центр мегаполиса, так еще и потом тратить бешенные деньги на реставрацию дорог после гонок. Moscow Raceway же обещают сдать в конце следующего года. У автодрома плюс был всего один – его проектирует немец Герман Тильке, за последние двенадцать лет поработавший на девяти стройках для «Формулы-1». Минус только в одном – это частное дело  местных нуворишей. А в России, как известно, они сейчас хоть и денежные ребята, но не самые важные. Гораздо важнее - государственные гарантии. К тому же, тогда еще мэр Москвы Юрий Лужков сказал: «Нужно делиться доходами. А то Экклстоун предлагает нам оставить лишь шум от автомобилей».

Вместе с Лужковым ушла и московская тема «Формулы». Всплыла сочинская, которую поддержал Путин. Главная проблема со строительством трассы в этом городе заключалась только в том, что ее нужно создавать, привязываясь к большой олимпийской стройке, которая сейчас там проводится. Но эту проблему в Кремле волевым решением разрулили. Вице-премьер Дмитрий Козак специально ездил в Абу-Даби на последний этап нынешнего чемпионата, чтобы договориться с Берни Экклстоуном. И 14 октября Краснодарский край и «Формула-1» подписали контракт на организацию этапа чемпионата мира - Гран-при России, а также соглашение о сотрудничестве со спонсорами. Участниками соглашения о сотрудничестве выступили президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, гендиректор компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска, гендиректор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков и глава ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Согласно документу, Краснодарский край официально получает права на проведение гонок с 2014 по 2020 гг. с возможностью продления контракта еще на пять лет.

Берни Экклстоун отметил, что, по его мнению, строительство трассы логично с точки зрения эффективного использования олимпийских объектов по завершению игр: «Олимпиады приходят и уходят, а трасса «Формулы-1» останется навсегда. Россия - великая страна, и она заслуживает эту гонку».

Стоимость строительства трассы составляет $160-200 млн. «Смета ориентировочная, как средняя температура по больнице, - уточнил Козак. «Если строительство «Формулы-1» не будет являться помехой для строительства объектов олимпийского парка, то это будет 2014 год. Если будут хотя бы малейшие риски, что мы не успеем что-то сделать для Олимпиады, то мы отнесем достройку трассы для «Формулы-1» на 2014-2015 гг.», - отметил он. «Мы должны построить на территории Олимпийского парка 74 объекта трассы «Формулы-1». Это не в жилом массиве, не в микрорайоне, не на магистралях основных, по которым движется легковой, грузовой, пассажирский транспорт, поэтому трасса  не будет создавать никаких помех для жителей города Сочи, для передвижения различных видов транспорта. Что касается доставки гостей, пассажиров, всех, кто приедет на «Формулу-1», то местоположение трассы тоже очень удобное, потому что находится рядом с аэропортом. От него до трассы имеется железнодорожное сообщение, и у нас там проблем никаких вот такого рода, связанных с шумовыми помехами, с экологией, с помехами для передвижения транспорта, никаких не возникает», - сообщил Козак. В общем, как-то все в России лихо с «Формулой» сложилось.

Интересна, на мой взгляд, и реакция обычных россиян на эту новость.

ОТ «я вообще не вижу смысла проводить у нас ее - выкидывать такие деньжища в черную дыру вместо того чтобы, например, обычные дороги на эти миллионы отремонтировать. А так это все галимая показуха - смотрите, какая Россия богатая, у нее есть F-1... Тьфу. Лучше бы другими способами доказывали» ДО «все равно деньги выделяемые государством никогда не дойдут до врачей, учителей, пенсионеров, на строительство дорог и т.п. Так лучше уж будет если выделяемые деньги пойдут на строительство трассы. Тогда хоть будет свой «домашний» Гран-При. Да и еще будет больший интерес к гонкам, и у нас появятся в будущем новые автогонщики».

И тут, как по мановению волшебной палочки, в России появляется и чисто своя «формульная» команда (президент Marussia Motors, известный шоумен и мастер спорта международного класса по автоспорту Николай Фоменко), которая и приобрела команду, помимо прочего, сказал по этому поводу следующее. «Полгода мы работали над этим, и все получилось. В «Формуле-1» всего 12 команд, и одна из них теперь наша!... Я не могу озвучить сумму сделки, но это большие деньги, поверьте мне. Пока компания не предпринимала никаких шагов в направлении спонсоров, не искала помощи, хотя она была бы кстати. Мы хотели бы видеть сильные российские бренды на нашем болиде… Несмотря на все сложности, связанные с подписанием контракта, мы понимаем, что находимся в эпицентре важнейших событий. Нам нужно 3-4 года на то, чтобы команда стала претендовать на что-то серьезное… Ждать мгновенного результата не надо. Но к Гран-при России в Сочи будет российская команда, которая будет бороться за самые высокие места. Иначе нет смысла начинать…

Константин Николаев