18:09 / 14.11.2010 Спорт

Фехтование: В активе - лишь «серебряные сабли»

Чемпионат мира, который завершился в Париже, рассматривался сквозь призму подготовки украинских «мушкетёров» к предстоящей Олимпиаде в Лондоне

Ещё лет десять назад медалоёмкими, прежде всего с олимпийским уклоном, у нас считались среди летних видов спорта плавание, лёгкая атлетика и с некоторой натяжкой гимнастика (как спортивная, так и художественная). На подскоке к ним, естественно, рассматривалось и фехтование. Вот только, положа руку на сердце, профильные министерские чиновники в особый расчёт «наследников французских мушкетёров» не брали, обеспечивая их по так званому остаточному принципу. И это не смотря на то, что украинское фехтование, пусть и в составе некогда союзной сборной, имело довольно таки серьёзные победные традиции, в том числе и олимпийские.

Своеобразная перезагрузка произошла после Олимпиады 2008 года в Пекине, где наша юная команда саблисток стала победителем Игр. А уже через год Ольга Харлан, Елена Хомровая, Галина Пундик и Ольга Жовнир стали чемпионками мира (Харлан в индивидуальном первенстве завоевала серебряную медаль). В нынешнем же году наши саблистки подтвердили своё реноме и на чемпионате Европы в Лейпциге, где в финале перефехтовали сильную сборную России. Кстати говоря, там же, в некоторой степени неожиданно, «серебро» досталось и украинской команде в мужской сабле. Поэтому очередной чемпионат мира по фехтованию, который в субботу завершился в столице Франции – Париже, уже не только рассматривался сквозь призму подготовки украинских «мушкетёров» к предстоящей через полтора года Олимпиаде в Лондоне, но и обещал, исходя из последних результатов, медальную прибавку в историческую копилку отечественных фехтовальщиков.

Скажем так, внешнего оптимизма у главных тренеров всех без исключения фехтовальных команд было даже в избытке. Как говорится, серьёзно настроишься – не менее успешно выступишь. Вот только настрой должен был подкрепляться серьёзной подготовкой, подразумевавшей и соответственное обеспечения как сборов, так и различных соревнований, предшествовавших главному турниру года. Увы, здесь оказалось не всё так радужно (даже учитывая упоминавшийся «прыжок» фехтования в приоритетные виды в нынешнем олимпийском цикле), как могло казаться даже болельщикам украинских «мушкетёров».

Первыми забили тревогу шпажисты. В Париж наша сборная отправилась без Надежды Фортунатовой, ставшей в начале октября чемпионкой Украины. Бронзовая медалистка чемпионата Европы 2006 года попросту отказалась ехать на сбор в Румынию по личным причинам. «Поэтому мы не могли рассматривать спортсменку, которая не участвовала в ключевом этапе подготовки к чемпионату мира, как кандидата на поездку на это первенство», - прокомментировал ситуацию главный тренер женской сборной Украины по фехтованию на шпагах Дмитрий Рейзлин.

Но уже через некоторое время главный тренер наших шпажисток как бы успокаивал, образно говоря, общественность: «Эффектом неожиданности для наших соперниц должна стать Татьяна Новаковкая. Она примет участие только в командных соревнованиях, в то время, как в личных шанс проявить себя получит юная Ксения Пантелеева...». Кстати говоря, последняя является двукратной чемпионкой Европы - 2004 среди юниорок, серебряным призёром юниорского мирового первенства, чемпионкой Всемирной универсиады – 2005. А последние пять лет Ксения жила и училась в США.

Именно по кандидатуре Пантелеевой накануне нынешнего чемпионата мира и возникли далеко не двусмысленные вопросы у государственного тренера Украины, вице-президента Национальной федерации фехтования Украины Петра Азарченкова. В частности он рассказывал: «Сейчас нам как никогда необходимо искать варианты, при которых девушки-шпажистки смогли бы завоевать олимпийские лицензии командой. В этой ситуации спорным оказался вопрос по четвёртому члену команды: по очкам под этим номером во всеукраинском рейтинге идёт Ксения Пантелеева, но, как показывает практика, эта юная (ей всего 16 лет!) и, несомненно, талантливая спортсменка пока ещё не «дотягивает» в команде. Да и в личных выступлениях на «взрослых» международных соревнованиях она не показывает особого результата. Поэтому Дмитрием Рейзлиным было подано предложение заменить её на более опытную спортсменку Татьяну Новаковскую. Однако личный тренер Пантелеевой Андрей Орликовский выступил категорически против, и было принято решение, что Пантелеева участвует в личных соревнованиях, а Новаковская фехтует в команде...».

Подобные эксперименты закончились для отечественных шпажисток в Париже элементарным «пшиком». Уже в индивидуальных соревнованиях лучшей среди украинок стала Яна Шемякина, занявшая лишь девятое место. Ксения Пантелеева, вокруг которой и разгорелся сыр-бор накануне мирового первенства, завершила его на 31 месте. А вот в командном соревновании наши шпажистки и вовсе разочаровали, заняв лишь 16 место.

Неудачным стало и выступление на нынешнем первенстве и их коллег по виду оружия – мужчин. Хотя его можно было отчасти спрогнозировать, исходя из слов уже упоминавшегося Петра Азарченкова: «Я не доволен позицией главы «мужской шпаги» Владимира Станкевича, который категорически отказывается участвовать в заграничных сборах. Правда, к моей глубочайшей радости, шпажисты приняли участие в открытом чемпионате России, хоть как-то компенсировав таким образом отсутствие заграничного опыта и разнообразия боевой практики». Своеобразный «конфликт интересов» привёл к тому, что в соревновании шпажистов лучшим украинским результатом стало 24 место Дмитрия Карюченко в индивидуальных соревнованиях.

Невесёлые воспоминания будет навевать и выступление на нынешнем чемпионате мира наших представителей «рапиры». Мало того, что этот вид фехтования негласно считается среди руководства Федерации вторичным, так ещё и подготовка спортсменов для выступления во Франции стала, мягко говоря, неоднозначной. Дабы не быть голословным, приведу слова вице-президента НФФУ Петра Азарченкова: «Помимо всего прочего, наши рапиристки не показывают того фехтования, которое подразумевает их профессиональный рост. С моей точки зрения это проблема не только спортсменок – необходимо что-то кардинально новое в системе их подготовки. Возможно, старшему тренеру Алексею Брызгалову не стоит разрываться между мужской и женской сборной, а необходимо сосредоточить всё своё внимание только на девочках, мужскую часть рапирной команды отдать под крыло Сергея Горавского…».

В свою очередь у Брызгалова было своё мнение по этому поводу, который верил прежде всего в призёрок недавнего юниорского чемпионата Европы, который прошёл в России, - Анастасию Московскую и Екатерину Ченцову. Но верить и реализовать надежду, как оказалось, – совсем разные вещи. Более того, не в обиду старшему тренеру украинских рапиристов, видимо, всё таки прав оказался Пётр Азарченков. Ведь результаты, которые продемонстрировали наши спортсмены в этом «мушкетёрском» виде оказались далеки от тех, которыми принято гордиться. Например, у женщин среди украинок лучшей на 37 месте стала Елена Хисматуллина, правда в командном первенстве наша четвёртка рапиристок закончила турнир на 7 месте. У мужчин же получилось всё наоборот: седьмое место Ростислава Герцика и 19 – в командном первенстве.

И лишь саблисты – главная забойная сила украинской сборной по фехтованию – выступили практически на своём уровне, хотя и сделали небольшой шажок назад по сравнению с прошлогодним чемпионатом мира и нынешним первенством Европы. Хотя и «серебро» командного женского турнира дорогого стоит (наши саблистки в финале проиграли россиянкам, которые взяли своеобразный реванш за поражение в Лейпциге на первенстве Старого Света), учитывая, что лидер украинской «четвёрки» Ольга Харлан только накануне поездки в Париж оправилась от травмы ноги. Более того, она стала второй и в личном первенстве, уступив в решающем поединке американской фехтовальщице Мэриэль Загунис, которая к двум «золотым» олимпийским медалям теперь приплюсовала и вторую награду высшей пробы чемпионатов мира. В актив нашей сборной стоит отнести и мировую «бронзу» Елены Хомровой.

Правда, мужская команда саблистов сделала несколько шагов назад. Выступление в Париже после европейского лейпцигского «серебра» в командном первенстве и «бронзы» Олега Штурбабина (кстати, сына, главного тренера женской команды саблисток Валерия Штурбабина) в индивидуальном турнире нельзя назвать положительным. Ведь европейская «бронза» в зале Жоржа Карпентье трансформировалась лишь в седьмое место, а «серебро» Штурбабина – в 16 место Дмитрия Пундика.

Но как бы там ни было, посыпать голову пеплом, как мне кажется, не стоит. Ведь главные старты, на которых и будет проводиться отбор на Олимпиаду, состоятся в следующем году. Жаль лишь, что не будет претендовать на путёвку в Лондон наша команда саблисток (этот вид фехтования выведен из олимпийской программы), но в индивидуальном противостоянии у великолепной четвёрки шансов немало. Одним словом, чемпионат мира в Париже дал возможность не только определить проблемы, которых хватает и за пределами фехтовальной дорожки, но и очертил пути, по которым их можно решить. Главное при этом – не сойти на обочину. Ведь до Олимпиады, на которой отечественные фехтовальщики планируют подниматься на пьедестал не один раз, времени осталось не так уж и много.

Андрей Тищенко