«Формула-1»: «Ред Булл» «проалонсил» «Феррари»
Этап в Сан-Паулу мог стать своего рода завершающим в нынешнем чемпионате «Формулы-1»
Говорить об этом позволяет то, что по предварительным раскладам лидер первенства испанец Фернандо Алонсо из «Феррари», если бы победил в этой гонке, а в завершающей (в Абу-Даби – Саудовская Аравия) занял место не ниже шестого, то мог бы примерять на себя титул трёхкратного чемпиона мира. Одним словом, Алонсо перед бразильским стартом являлся единственным гонщиком, который мог стать чемпионом досрочно. Условие было из разряда вполне проходимых – опередить Марка Уэббера из команды «Ред Булл» на 15 очков. У последнего, кстати говоря, главного претендента на протяжении всего чемпионата на победу в «Формуле-1» нынешнего года, накануне двух завершающих гонок шанс на победу определялся двумя победами.
То же самое условие для повторения своего успеха 2008 года касалось Льюиса Хэмильтона из «Макларена» и Себастьяна Феттеля, напарника Уэббера по «Ред Булл». А вот второй пилот «Макларена» Дженсон Баттон, кстати говоря, прошлогодний чемпион, сохранял лишь чисто теоретические шансы на победу в нынешнем первенстве. Даже победы в двух последних гонках вряд ли смогли помочь ему взойти на «формуловский Олимп». Ведь для этого нужны были уж слишком неудачные выступления главных конкурентов, лидировавших с солидным отрывом.
Гран-при Бразилии, между прочим, проводился уже в 39-й раз, в том числе – в 28-й на трассе Сан-Паулу (ещё 10 гонок прошли в Рио-де-Жанейро на трассе Jacarepagua). С 1990 года эта гонка неизменно проходит на автодроме Жозе Карлуса Пасе. Особенностью гонки в Бразилии является движение, которое происходит против часовой стрелки. Трасса насчитывает 15 поворотов (10 левых и 5 правых). Максимальная скорость составляет 314 км/ч. А максимальный участок трассы с педалью газа в пол составляет 17 секунд (1220 метров). За один круг пилот переключает скорости в среднем по 40 раз.
В то же время перед Гран-при Бразилии всплыл вопрос надёжности болидов. Ведь трасса «Интерлагос» всегда была требовательной к характеристикам моторов гоночных машин. Главная проблема состоит в том, что над уровнем моря 750 метров (именно на такой высоте находится автодром) двигатели не могут выдать максимальную мощность. Хотя даже небольшое преимущество в последнем даёт возможность пилотам атаковать соперников на прямой старт – финиш, в том числе и с помощью позднего торможения. С другой стороны, относительно медленные участки второго и третьего секторов бразильской трассы позволяют соперникам лидеров их контратаковать. Поэтому успех на «Интерлагос» мог сопутствовать только тем гонщикам, инженеры которых могли найти консенсус между скоростью и прижимной силой болидов.
Но не только технические нюансы волновали накануне этой гонки как её участников, так и болельщиков. Речь идёт о командной тактике, о чём на протяжении нынешнего первенства «Формулы-1» вспоминалось уже неоднократно. С одной стороны, оно и понятно, когда гонщик, идущий в общем зачёте значительно ниже, пропускает во время гонки вперёд своего более удачливого партнёра по команде. Но, с другой, - подобный трюк является запрещённым по правилам Международной федерации автоспорта (если он, естественно, происходит без вынужденных на то причин).
Вот и накануне Гран-при Бразилии по этому поводу разгорелась далеко нешуточная дискуссия. Например, Фелипе Масса из «Феррари» неоднозначно заявил: «Я хотел бы выиграть свою домашнюю гонку и сделаю всё, чтобы порадовать зрителей победой. Но я – профессиональный гонщик. И должен учитывать все нюансы. Откажусь ли я от победы, если Алонсо (напарник Массы по команде. – Авт.) будет ехать позади? Я уже делал это, вы не помните? В 2007-м… Для команды важно, чтобы я отобрал максимум очков у других претендентов на титул, поэтому я приложу все усилия, чтобы стартовать с максимально высокой позиции и успешно выступить в гонке. Алонсо лидирует в чемпионате и наша цель – выиграть титул…».
Не может не обращать на себя внимание по этому поводу и заявление руководителя «Ред Булла» Кристиана Хорнера: «Мы оказались в интересной ситуации. Оба наших пилота (Марк Уэббер и Себастьян Феттель. – Авт.) имеют хорошие шансы на титул. Марк является ближайшим преследователем Алонсо, уступая ему 11 очков, а Себастьян всего в одной победе от лидера. Ясно, что «Феррари» уже давно сделала свой выбор, а в «Макларене» у Баттона остались только математические шансы, и их выбор приоритетов также очевиден. На старте предстоящего этапа мы будем в равной степени поддерживать обоих пилотов, но затем математика неизбежно скажет своё слово. Оба пилота выступают за команду и постараются принести максимальный результат… Всем известно, что командная тактика запрещена. Но достаточно взглянуть на цифры. Если в Бразилии Фернандо (Алонсо. – Авт.) выступит лучше наших гонщиков, то для нас сезон проигран. Поэтому мы сделаем всё возможное, чтобы этого не допустить».
Подобные заявления, естественно, не оказались незамеченными. В том числе и криминальным прокурором Сан-Пауло Пауло Кастильо, который по поводу командной тактики в предстоящей гонке высказался очень жёстко: «Мы зорко следим за ситуацией и понимаем все тонкости этого дела. Если Масса пропустит Алонсо по ходу гонки без особых на то оснований, то покинет автодром в наручниках…».
К счастью, дело до наручников не дошло. Более того, победителем Гран-при Бразилии стал Себастьян Феттель из «Ред Булл», который опередил своего напарника по конюшне австралийского гонщика Марка Уэббера. А вот казавшийся без пяти минут чемпионом нынешней «Формулы-1» Фернандо Алонсо остановился на третьем месте. Так что всё решится 14 ноября в Саудовской Аравии, где нас ожидает действительно суперфинал. Хотя в Кубке конструкторов победитель уже определён – им досрочно стал впервые в истории австрийский «Ред Булл», гонщики которого имеют все шансы сделать через неделю «золотой» дубль.
Андрей Тищенко