Кличко - монументальные и Шева
Киевские власти рассматривают вопрос создания памятников современным звездам
…Молодой импозантный мужчина позирует местному скульптору. На натурщика при этом не похож. «Памятник, — говорит, — хочу самому себе на даче поставить». «И что, — спрашиваю, — есть шанс, что к нему не зарастет народная тропа?». «Естественно, — пожимает плечами, — я ж ее заасфальтирую!»... Я даже не нашелся, что ответить…
Ладно, у богатых, как говорится, свои причуды. Но вот что движет теми, кто воздвигает прижизненные памятники другим людям, в том числе и спортсменам?..
1 ноября несколько информагентств распространили новость, согласно которой киевские городские власти рассматривают вопрос создания памятников современным звездам спорта, эстрады или кино. Как полагает глава комиссии Киевсовета по культуре Александр Бригинец, металлические или каменные фигуры известных во всем мире футболиста Андрея Шевченко, боксеров Кличко, актрисы Ады Роговцевой или оперного певца Владимира Гришко (его в эстраду, судя по всему, записали) могут привлечь в столицу новых туристов, которые захотят фотографироваться со своими кумирами. Согласно закону, памятники устанавливают людям, после смерти которых прошло десять лет. Но на скульптуры или скульптурные композиции, посвященные знаменитостям, временных запретов нет. Вопрос об установке памятников могут вынести на ближайшую сессию Киевсовета. Как выяснилось, и заммэра Александр Пузанов нашел идею любопытной, но предостерег, что ее нельзя воплотить за счет бюджета, так как есть более важные задачи. По его мнению, «это можно делать за счет меценатов и поклонников знаменитостей». Известный скульптор Анатолий Кущ, автор Архистратига Михаила, что на Майдане, сказал, что он сам мечтает создать памятник Виталию Кличко. А его коллега - Олег Пинчук сказал, что не стал бы делать скульптуру или памятник в честь современника. По его мнению, это "дурной тон".
Что это? Действительно дурной тон или такое своеобразное признание заслуг? Но ведь историю, согласитесь, не обманешь. Она сама разберется, кто действительно по праву занял свое место, а кто... Еще в древней Греции живым и здравствующим победителям тогдашних Олимпийских игр устанавливали памятники. Но то когда было? А сейчас-то чего? Однако столь необычное явление имеет место и в наш циничный век. Одних это удручает, других — забавляет, третьим — все равно, четвертые — наоборот, восторгаются. Насколько мне известно, согласно советскому законодательству, памятники при жизни можно было ставить только трижды Героям СССР. Остальным по разнарядке, в лучшем случае, полагался бюст на малой исторической родине.
Сейчас с героизмом, в силу понятных причин, сложно. Потому и «шлепают» монументы всем, кто хоть как-то отличился. В том числе и в спорте. В сентябре все желающие могли, например, отметить очередную годовщину открытия памятника нынешнему главе отечественного НОК, феноменальному прыгуну Сергею Бубке. Монументальный Сергей Назарович стоит с поднятым шестом в Донецке напротив регионального спортивного комплекса «Олимпийский». Высота памятника равна высоте последнего (и неизвестно, когда и кем он будет побит) мирового рекорда Бубки. Это - одна из немногих, как мне показалось, достопримечательностей города, наряду с «Донбасс-Ареной». Донецк, на мой взгляд, вообще впереди Украины всей в плане прижизненного увековечивания. Иосиф Кобзон очень хорошо получился. И что немаловажно, ему нравится. Ведь не всегда так случается: в Харькове, например, Людмила Гурченко отказалась от подобного выражения чувств со стороны восторженных земляков. Написала соответствующее письмо, которое заканчивается сакраментальным «Прощай, любимый город!». Но вернемся к спорту. Честно говоря, не знаю, есть ли в Украине прижизненные памятники еще каким-нибудь атлетам. Зато в других странах…
«Красному барону» «королевских автогонок» (забавно звучит, не находите?) герру Михаэлю Шумахеру под Берлином установили монумент под названием «Феррари» — легенда». Металлическая скульптура представляет собой болид, на котором Шумахер стал чемпионом мира в 2001 году. Сейчас «барон» довольно бесславно гоняется за «Мерседес» и только это, пожалуй, немцев останавливает от того, чтобы не демонтировать его. А вот мраморное изваяние короля футбола Эдсона Арантеса ду Насименте, то бишь Пеле, красуется в бразильском городе Бауру. 26 ноября 2006 года открыли памятник Диего Марадоне (который недавно отпраздновал свой полтинник). Произошло сие в музее клуба «Бока Хуниорс», в котором легендарный аргентинец начал свою профессиональную карьеру. В скульптуре точно отражены черты лица футболиста, его прическа, капитанская повязка и особая шнуровка на бутсах. «Не могу поверить в то, что это произошло, — заявил сентиментальный Марадона и расплакался. — Я буду вечно благодарен болельщикам, которые воплотили эту идею в жизнь. Сегодня я пережил очень эмоциональный момент, который не забуду никогда. Это предмет особой гордости для меня и моей семьи, особенно для дочерей Дальмы и Джаннины». Есть памятник Диего Армандовичу и в Неаполе. (Благодаря ему местный «Наполи» в свое время достиг невиданных вершин в итальянском и европейском клубном футболе). На памятник даже футболку надевают с легендарным 10-м номером. Итальянцы вообще очень благодарный народ. Земляку Марадоны — нападающему Габриэлю Батистуте болельщики установили монумент во Флоренции, около стадиона местного клуба «Фиорентина», за который «Бати-гол» выступал.
У каждой страны свои футбольные герои. Болгары, например, установили памятник живому и неплохо выглядящему в 40 с лишним лет своему футбольному идолу Христо Стоичкову. Мексиканцы пошли еще дальше. Увековечили не свое футбольное «божество» знаменитого Уго Санчеса, а... Мануэля Негрете. Вернее, даже не его, а чудо-гол, забитый им на чемпионате мира 1986 года. Парень ударом «ножницами», причем положение тела было параллельно земле (!), из-за пределов штрафной площадки (!!) вогнал мяч в ворота.
Естественно, не обошлось и без «спайс-боя» мирового футбола Дэвида Бэкхема. Правда, он и в данном случае поддержал реноме самого изысканного футболиста. Про всякую там «дребедень» типа восковой фигуры в музее мадам Тюссо или трехметровой… шоколадной статуи в одном из супермаркетов Токио говорить особо не хочется. А вот то, что изваяние Дэвида находится в одном из храмов Таиланда у ног самого Будды, — это уже, на мой взгляд, слишком. Хотя буддистам, наверное, виднее.
Отличились и кажущиеся такими спокойными и рассудительными скандинавы. В честь норвежца Торлейфа Хаута, который на Зимних Олимпийских играх 1924 года обогнал всех на лыжах, его благодарные земляки еще при жизни героя установили ему памятник в его родном городе Драммене. А недавно норвежцы соорудили монумент биатлонисту Оле-Эйнару Бьорндалену. Кроме норвежцев прижизненный монумент заслужил герой Летних Олимпийских игр того же года финский бегун Пааво Нурми. Дивная история, всколыхнувшая несколько лет назад всю Россию, произошла в… испанском Виго. Для того чтобы передать всю гамму чувств, которая охватила тогда многих, позволю себе привести небольшую цитату из одной российской спортивной газеты. Новость о том, что «славный испанский городок Виго вскоре будет украшен статуей нашего соотечественника, замечательного футболиста Александра Мостового, пролилась настоящим бальзамом на израненные сердца российских болельщиков. Еще бы, ведь Мостовой в тамошней команде «Сельта» олицетворяет Россию, а значит, это будет памятник всему многострадальному российскому футболу. Люди взахлеб рассказывали друг другу о том, что эту идею с памятником лично поддержал мэр Виго Хосе Кастрильо, заявивший, что только благодаря Александру скромная «Сельта» стала ведущим клубом Испании и Европы». Для полноты ощущений добавлю, что прижизненный памятник действующему игроку собрались строить впервые в истории не только Виго, но и всей Испании! А «Сельта» нынче даже не присутствует в высшем дивизионе испанского чемпионата…
В самой России тоже, можно сказать, начался настоящий бум прижизненного увековечивания. Белгород, например, украсила бронзовая статуя Светланы Хоркиной. Местный скульптор Анатолий Шишков изобразил спортсменку на бревне, готовящейся к прыжку. Монумент установили на площади перед строящимся спортивным комплексом, который тоже носит имя Светланы Хоркиной. А в Петербурге есть велотрек имени... теннисистки Светланы Кузнецовой. В Челябинске конькобежный дворец имени олимпийской чемпионки Лидии Скобликовой, а в Златоусте — лыжный стадион имени биатлонистки Светланы Ишмуратовой. В свое время довольно большой резонанс в России имела история с установкой прижизненного памятника в Ростове олимпийскому чемпиону Сиднея по греко-римской борьбе Вартересу Самургашеву. По этому поводу состоялось целых три заседания. Сначала поклонники Вартереса хотели поставить памятник ему лично. Но комиссия и слышать не хотела о монументе живому человеку, к тому же, такому молодому. Стороны сошлись на том, что скульптурная композиция будет ваяться с Вартереса, но на самом сооружении не будет указаний на прототип. Закончилась история тем, что в парке имени Фрунзе, в непосредственной близости от памятника Марксу, установили бронзового Самургашева на постаменте в форме древнегреческой чаши. И все-таки подписали, что это именно Самургашев… Россия не была бы Россией, если бы не отчудила. Совсем недавно на полном серьезе обсуждался вопрос установки прижизненного памятника главе Мордовии Николаю Меркушкину. За его заслуги в развитии физической культуры и спорта республики...
Так что Киев с монументальными братьями Кличко и Шевой не будет оригинален. Главное, чтобы смешно не было…
Константин Николаев