Ирина Дерюгина: Гимнастику нельзя отождествлять с цирком
Интервью главного тренера сборной Украины по художественной гимнастике после чемпионата мира в Москве
— Ирина Ивановна, думаю, всех зрителей порадовало и в то же время удивило по явление на помосте Натальи Годунко. С чем связано ее возвращение?
— После двухлетнего перерыва Наташа изъявила желание вновь выйти на помост. Я ее прекрасно понимаю. Забыть о гимнастике в одночасье нельзя. Как бы ты ни старался изменить образ жизни, но в зал время от времени тянет.
— А каков был ее главный аргумент? Ведь это нешуточное дело — простой следовало компенсировать тренировками, наверняка пришлось форсировать события, чтобы подготовиться к чемпионату мира.
— Для меня главный аргумент — желание работать. Считаю, сейчас Наташа выглядит на помосте лучше и является техничнее, чем когда уходила после пекинской Олимпиады. Во-первых, она изрядно похудела (с 58-ми до 44-х килограммов.— Прим,авт.), чего мы, честно говоря, не могли от нее добиться ранее. Во-вторых, подлечила старые травмы, которые не позволяли ей тренироваться в полную силу. Наташа сохранила свой статус лидера команды, молодые гимнастки смотрят на нее с определенным пиететом, уважением и гордостью, что выступают вместе. Она дала новый стимул в работе Алине Максименко и Анне Ризатдиновой.
— Наверное, было бы ошибочно ждать от Наташи медального выступления. Какую задачу вы перед ней ставили на этом чемпионате?
— Прежде всего, совладать со своими эмоциями, поскольку нынешний выход на публику, считайте, был как в первый раз. Не стану скрывать, Наташа испытывала некий мандраж, волнение, отсюда и определенная скованность движений. Но при всем этом поставленные судьями оценки, поверьте мне, никак не соответствуют качеству ее подготовки. He соглашусь, что ее место во второй десятке мира. Это полная ересь — оценивать Наташу ниже, чем азербайджанку Анну Гурбанову (в многоборье —14-е место), или польку Жоанну Митрош (8-е место). Ей нужно еще несколько стартов, чтобы вновь войти в число призеров. Специалисты и зрители смотрели программы с большим интересом, трибуны скандировали при каждом ее выходе.
— Самая молодая украинская сборница, 16-летняя Виктория Мазур, стала в этом году чемпионкой Украины, опередив Алину Максименко и Анну Ризатдинову. Она не обиделась, что ее взяли в Москву лишь запасной?
— Обид в спорте быть не должно. Вика еще нестабильная гимнастка. Уверена, все ее главные старты впереди.
— В свое время вы сетовали, что Алина Максименко не отличается особой работоспособностью, подчас халтурит на тренировках, на сборах не выполняет полный объем поставленных задач.
— Именно это и сыграло с ней злую шутку на прошедшем чемпионате. На сколько она недоработала за год, настолько ей и снизили оценки, отодвинув от пьедестала. Чтобы взойти на него, следует быть выше соперниц на несколько голов и на каждой тренировке выкладываться с полной отдачей.
— На московском чемпионате впервые введена новая категория арбитров — судьи-контролера для борьбы с фактами необъективного оценивания. На ваш взгляд, насколько действенной оказалась эта служба?
— Работа велась настолько формально, что не было никакого смысла ее начинать. В трех судейских бригадах сидят «нужные» для каждой из команд люди. Кто в таком случае может оценить справедливость решений судей-контролеров? Нет гласности, открытости. Мы предлагали в свое время выставлять оценки параллельно, чтобы официальная бригада арбитров и контрольная одновременно оглашали результат, тогда тренеры, спортсменки и зрители видели бы степень погрешности. Пока же идет не объективное оценивание, а распределение мест. К сожалению, на пьедестал поднимаются далеко не сильнейшие гимнастки.
— На гала-концерте закрытия чемпионата были представлены упражнения с двумя разными предметами (обруч и мяч). Некоторые специалисты именно в таких композициях видят будущее художественной гимнастики.
— Жаль, что многие путают цирковые номера и гимнастические программы. Да, жонглировать можно чем угодно, но спорт не цирк, не трюкачество. У этих сфер деятельности разные задачи и цели. В арсенале художественной гимнастики еще есть масса внутренних резервов. Возьмем, к примеру, элементарную работу с предметом: многие ведущие гимнастки до сих пор боятся его выпустить из рук, бросят и ждут приземления или катают его по своему телу, изображая виртуозность владения. Кроме того, не используют всю площадь ковра, музыка зачастую является лишь фоном, не поддерживая образ, создаваемый гимнасткой. На суд зрителю в большинстве случаев представляют не композиции с единым техническим, музыкальным и образным решением, а набор элементов. Нынче, на мой взгляд, спортсменки перестали рисковать, боятся потерять предмет, а с ним и баллы. Помимо этого, ограничения в перечне используемых элементов тоже не дают творчески работать ни тренерам, ни гимнасткам. Так что эксперименты с несколькими предметами, думаю, проводить рано, да и не нужно. Куда лучше было бы создавать единые композиции, а не отделываться хаотичным набором движений, как это делают те же россиянки.
— Вы кого-то конкретно имеете в виду?
— Отвечу так: украинская школа художественной гимнастики работает по-другому. Для меня всегда был важен образ, заставляющий зрителя задуматься, именно образ и диктовал техническое наполнение программы. Наши девушки выходят на помост ради зрителя, чтобы увлечь его.
— Незадолго до Олимпиады в Пекине вас исключили из состава техкома ФИЖ. Теперь Украина не имеет своего представителя, назовем его защитником, в международной федерации. Вы предпринимаете какие-то шаги по восстановлению своего статуса?
— Предпринимаю. Больше ничего об этом сказать не могу.
— Ирина Ивановна, есть информация, что на чемпионате мира организаторы турнира поступили по отношению к нашей делегации не совсем красиво. В чем суть дела?
— В мелочах, из которых складывается психологическое давление на команду. Например, в течение нескольких дней в зале «Олимпийский», где проходил форум, в зоне выхода нас с Альбиной Николаевной и гимнастками задерживали, объясняя это якобы неправильным оформлением аккредитации. Если бы такое имело место, то в первую очередь штрафные санкции предъявлялись бы к самим организаторам. А это делалось с одной целью — помотать нам нервы, вывести из себя. Иначе чем объяснить слова работника охраны, дескать, вас не велел пускать мой хозяин? В связи с этим нами отправлены в ФИЖ письма с сообщением о примерах некорректного поведения российской стороны во время чемпионата...
Источник: газета «Команда»