08:50 / 21.09.2010 Спорт

Ахметов: «В Донецке не волшебники собрались…»

Сегодня Ринату Ахметову исполняется 44 года

Можно по-разному относиться к этому человеку, но одного у него отнять нельзя – он всегда добивается того, чего хочет. Применительно к футболу, в плане этого можно привести только один пример. Он сказал в свое время, что добьется того, что его «Шахтер» станет победителем еврокубков, и сделал это. Лет пять назад, во время презентации чего-то очередного в ФК «Шахтер», я беседовал с Ринатом Леонидовичем (позднее к разговору присоединились и другие журналисты) и спросил его: «Что для вас значит футбол?», он ответил: «Это страдание, но когда мы побеждаем — это счастье». Как мне кажется, это не просто красивые слова. Некоторые считают, что он вообще не умеет красиво говорить. Но все без исключения уверены, что он умеет делать дело. И делать его красиво. Согласитесь, в Украине, где в последнее время не так уж много дел вообще (а красивых тем более), люди, умеющие претворять в жизнь задуманное, очень интересны, необычны и в чем-то даже таинственны.

За все время своего пребывания в «Шахтере» он удивил многих и многим. Меня, например, тем, что в условиях, скажем так, более чем нелояльного отношения к себе со стороны оранжевой власти не принялся судорожно вывозить свои капиталы за рубеж и вкладывать часть их (собственной футбольной страсти ради), например, в какой-нибудь там «Рапид»…

Примерно в то же время, когда к его офису подъезжали на БТР, продолжалась разработка проекта «Донбасс-Арены». Не спешно сворачивалась, заметьте, а продолжалась…

Те, кого борьба с немногими богатыми в нашей стране нынче занимает больше, чем борьба со всеобщей бедностью, задаются вопросом: «А зачем ему все это надо?». А он им отвечает: «Сегодня у нас есть, например, 1,5—2 млн. футбольных болельщиков по всей стране, наша задача — сделать 4, 6, 8 миллионов. От этого выигрывают все. На выходе все получат колоссальные дивиденды. Более того, страна будет иметь здоровое поколение. Потому что мы показываем, что будущее наших детей — не в наркотиках, не в алкоголе, не в сигаретах, а в спорте. Мы через спорт доказываем, что мужественные люди способны преодолевать препятствия, добиваться больших успехов. Не из каждого может выйти великий игрок. Но из очень многих вырастет хороший человек, здоровый. На выходе получится здоровая нация. Вот на это мы должны работать, я в этом глубоко убежден. 

Государство — априори неэффективный собственник…

Сейчас у нас в высшей лиге играют 16 клубов, из них 6 не платят заработную плату вообще (на тот момент. Авт). Скажите, пожалуйста, зачем нужны такие клубы? И я хочу сократить 6 команд. Они сами своими действиями говорят о том, что не нужны. Я просил их определиться: друзья, решите для себя, вам нужен клуб или нет? Городу нужна клубная команда или нет? Я категорически против сокращения команд, я за то, чтобы у нас было 18 команд. Но эти 18 должны быть акционерными обществами, а не находиться в собственности одного человека. В Европе за очень редким исключением все клубы такие. Сегодня государство априори неэффективный собственник, не только в спорте — везде. Поэтому на сегодняшний день единственный, на мой взгляд, правильный путь — создавать акционерные общества. Пусть акционеры определятся: я буду иметь полпроцентика, процентик, два, три… Десятки, сотни тысяч акционеров — вот это бюджет клуба. Именно они показывают, что у нас есть клуб. Они тем самым доказывают, что этот клуб нам нужен, что мы хотим видеть его в высшей лиге. Мы хотим бороться за честь своего города. Мы хотим создавать интригу в чемпионате Украины, нам это нужно. Это наша жизнь, и никто не имеет права нас лишить этого! Мои аплодисменты таким людям… 

В Донецке не волшебники собрались…

Два-три года назад в одном из интервью я сказал: то, что «Днепр» показывает, это большой успех для украинского футбола. «Днепр» тогда выступал лучше нас в Европе. А «Шахтер», как правило, в первом раунде Кубка УЕФА с крупным счетом вылетал и боролся уже в национальном чемпионате. Что я тогда сказал? Поймите, здесь же в Донецке не волшебники собрались. Без денег команду никто никогда не сделает. С деньгами ее, кстати, тоже можно не сделать. Но как можно без денег? Я согласен с одним: нужно очень эффективно управлять деньгами. Очень скрупулезно смотреть на все расходы бюджета. И делать правильные выводы: куда мы сделали инвестицию, правильной она оказалась или неправильной? Все нужно анализировать. Очень глубоко…

Мы очень уважаем закон…

Я когда-то сказал, что как только будет введен лимит на легионеров, то пострадают все украинские клубы, кроме «Динамо» и «Шахтера». Почему? Потому что они раскупят сразу всех хороших украинцев. Вы поймите одну простую вещь. Есть клуб, у него есть бюджет на заработную плату. Скажем, 200—300 тысяч долларов. Больше он просто не может дать. Есть очень сильные футболисты в Украине. Я говорю, что хочу видеть такого-то в «Шахтере» за такую-то зарплату. Этот футболист будет 24 часа в сутки умолять клуб отпустить его. Потому что это ему интересно. Как с финансовой, так и со спортивной точки зрения. Что должен делать клуб? Либо поднять ему зарплату (а он не может ему одному поднять, а остальным нет), либо отпустить… Сегодня нас ставят в пример россияне. Президенты российских клубов удивляются: «О каком лимите вы говорите?! Мы его ввели. И что увидели? Что наша сборная не участвует в чемпионате мира. У нас не было лимита, наша команда участвовала в чемпионате мира. В Украине, к примеру, наоборот, не было лимита — команда едет на мировое первенство…». Так вы мне скажите: для чего мы делаем эти шаги? Чего хотим добиться? Популизм — это, мягко говоря, не всегда конструктивно. Мы выдержим, мы очень уважаем закон и никогда его не будем нарушать. Но мы имеем право высказать свое мнение и хотим, чтобы нас слышали. И наш голос должен быть услышан. Мы будем говорить тихо, но нас должны слышать. Не потому что это мы, а потому что, может быть, мы говорим умные вещи… Россия ставит себе задачу — создать такой чемпионат, чтобы он вошел в пятерку самых сильных в Европе. У меня вопрос: а что хочет Украина? Чтобы наше первенство было в пятерке лучших чемпионатов, надо вложить в него максимальные инвестиции. Если их не будет, поверьте, мы даже о десятке мечтать не сможем. Более того, будем где-то там — 14-е, 15-е, 16-е… Будем бороться за выживание, чтобы в лучшем случае в Лиге чемпионов участвовали две команды. А это, я считаю, будет преступлением по отношению к отечественному футболу. Поэтому нужно глубоко анализировать и делать правильные шаги. 

Так и развивается конкуренция…

 Что это за лимиты на легионеров, из-за которых страдают люди? Что это за лимиты, где существует, как говорится, нарушение прав человека? Это не тот лимит. Я о нем вообще не хотел говорить, просто наболело… Я убежден, что руководство украинского футбола проанализирует сложившую ситуацию и однозначно сделает правильные выводы. Я в этом убежден. Не потому, что это моя точка зрения, это объективные требования. Мы, когда говорим о лимите на иностранных футболистов, имеем в виду украинскую молодежь, ей надо расти. Это правильно. Сегодня я могу сказать, что делает в этом плане футбольный клуб «Шахтер». В течение года мы глубоко анализируем, как реформировать спортивный департамент, каким путем нам развивать детский и юношеский футбол. Мы сегодня произвели диагностику, проанализировали лучшие европейские клубы. И у нас уже есть решение. Есть идея. Для воплощения этой идеи в жизнь нужны бюджет и организационный ресурс. Вот мы сейчас начнем это воплощать…
 Мы очень глубоко проанализировали эту ситуацию. И прекрасно понимаем, каким мы хотим видеть развитие детского и юношеского футбола клуба «Шахтер» в будущем. Я думаю, мы это сделаем. Кто-то в Украине сделает лучше нас. Потом мы постараемся еще лучше сделать. Вот так и развивается конкуренция. И в итоге выиграет кто? Украинский футбол. И в результате мы найдем место и всем нашим молодым ребятам. Но знаете, чтобы это не было так, мол, я играю в команде, потому что я родился и вырос в Украине. Такого не должно быть. Должно быть: я играю в команде, потому что я лучше других. Если будет именно такой подход, только тогда придет успех. А если будет: я — украинец и только поэтому играю в команде — это путь назад. И на очень хорошей скорости мы назад и движемся…

Не мешать работать профессионалам 

…Я думаю, что нам никогда не надоест выигрывать национальный чемпионат. Если команда будет претендовать на успешное выступление в Европе и не выигрывать национальный чемпионат, то это немного неправильно. Чтобы достигать успехов в Европе, мы должны выигрывать украинское первенство… У нас амбициозные цели и амбициозные болельщики. Мы всегда ставим самые высокие задачи. Несколько лет назад я сказал, что наша задача — выиграть европейский кубок. Но сказать — это одно, а сделать — другое. Хочу сказать, что футбольный клуб «Шахтер» каждый день работает на выполнение этой задачи. Сколько лет нам понадобится — не знаю. Но вы должны быть уверены, что каждый день, каждую минуту, каждую секунду мы видим перед собой эту цель. И при этом считаю, что эффективно управлять — это значит не мешать работать профессионалам. Никогда в жизни ни главному тренеру, ни футболистам я грубого слова не сказал. Мы вместе страдали, вместе переживали и вместе шли вперед к поставленной цели… 

Подготовил Константин Николаев

 

ТЭГИ: