Голубоглазый демон Ги Лафлер
Легендарному канадскому хоккеисту сегодня исполнилось 59 лет
Ги — первый, кто стал для меня олицетворением, скажем так, несоветского хоккея. Он принципиально играл без шлема, и его длинные волосы развевались параллельно льду, когда он гонял по площадке. Выглядело необычно и потрясающе... Играл он великолепно. Например, в первой игре Кубка Вызова 1979 года через шестнадцать секунд после начала он «распечатал» ворота Третьяка. Спустя шесть минут Лафлер сделал голевой пас Майку Босси. И хотя все для нашей сборной закончилось благополучно — команда выиграла серию (2:4, 5:4, 6:0), стартовый натиск Лафлера произвел неизгладимое впечатление. Он олицетворял мощь канадского хоккея во всей красе. Наши мальчишки часто тогда выбирали, кто из них будет «Мальцевым» или «Харламовым», а вот Лафлера называли первым из иностранцев…
В июне прошлого года монреальский суд вынес приговор по его делу. Он был признан виновным в лжесвидетельстве. На обман ему пришлось пойти для того, чтобы выгородить своего 22-летнего сына, который имел неприятности с законом и был выпущен до суда с условием оставаться дома, но провел две ночи в отеле со своей подружкой. Спасая сына от неприятностей, Лафлер сообщил суду, что тот ночевал дома, но правда вскоре всплыла.
Судья в итоге приговорил Лафлера к условному сроку в один год, штрафу в размере ста долларов и принудительному пожертвованию в размере 10 тысяч долларов для одной из местных наркологических клиник. Канадцы разделились в своих мнениях по отношению к этому делу. С одной стороны, закон один для всех. А с другой — это был их любимый «голубоглазый демон». Так его назвали еще во времена его блистательной хоккейной карьеры...
С детства Ги мечтал играть только за «Монреаль канадиенс». В детской секции, где он познавал азы хоккея, был всего один свитер — именно «Монреаля», и часто дело доходило до драк в спорах, кто наденет сегодня знаменитую форму легендарного клуба. Рассказывают, что когда Лафлер появился в составе «Канадиенс», легендарный Жан Беливо, завершивший к тому времени свою блистательную карьеру, предложил Ги свой свитер с 4-м номером. Лафлер, для которого Беливо всегда был кумиром, отказался, посчитав, что не может играть под номером легенды, и взял себе 10-й номер. Теперь и этот номер в «Канадиенс» больше не используется— его навечно закрепили уже за Лафлером. В составе « Канадиенс» он шесть раз выигрывал Кубок Стэнли.
Достижения его уникальны. Он шесть раз забивал в регулярном первенстве более 50 шайб (только Гретцки добился большего — девять раз). Он дважды признавался самым полезным игроком чемпионата, шесть раз входил в первую пятерку «Олл Старз», трижды выигрывал звание лучшего бомбардира лиги. Лафлер стал одним из трех игроков НХЛ, кто вернулся в хоккей после того, как его имя увековечено в Зале хоккейной славы (он отыграл сезон за «Нью-Йорк Рейнджерс» в 1988—1989 годах после четырехлетнего перерыва). Подобное совершили только Горди Хоу и Марио Лемье. В составе «Монреаля» он играл 14 лет. В 1977 году был признан лучшим спортсменом Канады.
В ноябре 1984 года 33-летний хоккеист объявил, что уходит из НХЛ. Он сам понимал, что его лучшими годами на льду были семидесятые, что «мистика», которой он владел, потихоньку уходит, хотя при каждом появлении болельщики орали «Ги, Ги, Ги!»... В 961 матче Лафлер забил 518 голов, всего на 26 меньше, чем рекорд Мориса Ришара — 544. Но... хоккеист не выдержал и, хотя уже был включен в Зал славы, опять вышел на лед. На этот раз уже в составе «Нью-Йорк Рейнджере». 30 марта 1991 года в предпоследнем матче сезона Ги играл против... «Монреаля», и забил своей последний гол в карьере. Он был вознагражден за это шестиминутной овацией всего стадиона, который приветствовал его стоя. «Я рад, что забил. Я сделал это для болельщиков, не для себя», — произнес Лафлер.
Сегодня он отошел от хоккея, профессионально играет в гольф, имеет ресторан, снялся в рекламе «Виагры» и… распродает на аукционах все свои былые награды, включая шесть перстней обладателя Кубка Стэнли, — все-таки миллионами в его время звезды НХЛ еще не ворочали. Но от этого меньшими звездами не были…
Константин Николаев