ЧМ-2010: В ЮАР начинается большая Игра
Каждый из нас найдет в этом первенстве что-то свое. Главное, чтобы игра не вышла за рамки здравого смысла
Главное, чтобы она не вышла за рамки здравого смысла. Знаменитая фраза Билла Шенкли «футбол - это не вопрос жизни и смерти, а нечто гораздо большее», конечно, красива и греет слух истинных болельщиков. Но берегите себя и друг друга. Наша же сборная нас сберегла. И ничего «нечто гораздо большего» на самом деле не случилось…
Стартовый свисток узбекского судьи Равшана Ирматова (салам, земляк!) завтра даст начало матчу - открытию чемпионата мира по футболу, в котором встретятся хозяева турнира - южноафриканцы и мексиканцы. Финальный свисток еще неизвестного арбитра (он определится по ходу чемпионата) 11 июля закончит чемпионат. Каким он будет? Кто станет его победителем? Кто – главным неудачником? Пока вопросов больше, чем ответов.
Каждый из нас найдет в этом первенстве что-то свое. Но все мы, согласитесь, уже потеряли одно, общее и очень важное, - украинской сборной там нет. Команды Гондураса и Северной Кореи, например, есть, а нашей нет. И нет тому не то, чтобы прощения, а понимания. Не столько футбольного, сколько нормального, общечеловеческого. Стоило обыгрывать Англию, чтобы потом проиграть грекам? Футбольный праздник жизни в ЮАР начинается. Мы чужие на нем. Грустно. А, может, это и к лучшему. Окажись мы сейчас на месте греков в группе с аргентинцами, южнокорейцами и нигерийцами, и что бы нас ждало? Это нам не чемпионат -2006, где Блохину и К явно повезло и с группой (Испания, Тунис, Саудовская Аравия). Впрочем, что уже об этом…
Вопрос «На кого ставишь на мундиале?», я сейчас слышу гораздо чаще, чем банальное «Как дела?». Аж бесит. Докладываю: «Я - за Аргентину. Это личное!». Ну, что поделать: люблю я неформала Диего Армандовича Марадону: и как человека, и как футболиста! Как тренера – пока не знаю. После мундиаля окончательно определюсь в своих чувствах. Да и состав нынче у сборной Аргентины, думаю, сильнейший за всю ее историю. Ей бы Хиддинка в тренеры, а не этого «безбашенного» неформала, - 100 процентов - с Кубком мира уже числа 13 июля где-нибудь в Буэнос-Айресе все желающие танцевали бы танго, а так, - только 50 процентов. Хотя и это много, если объективно подойти. Но у меня, повторюсь, это личное.
И взял бы Хиддинк в команду того же Кабьяссо, «отстегнув» от состава кого-нибудь из явно лишних шести нападающих (как вариант - Мартина Палермо). Но в сборной Аргентины нет Хиддинка и Камбьяссо, а есть и Марадона и Палермо, и это – многое объясняет во вполне возможном будущем провале Диего Армандовича и его такой дивной компании.
Оставшиеся от «личного» 50 процентов я делю на три неравномерные части. Первые 20 – испанцам. Почему я не вывожу их в фавориты, как делают все специалисты и букмекерские конторы? Да потому что все сборной Испании до такой степени хорошо, что это и настораживает. Очень может повториться история с блистательными венграми на чемпионате мира в 1954 году.
Вторые 20 процентов я отдаю бразильцам. Куда ж без них! Это же традиция. Но состав у пятикратных чемпионов мира нынче, мягко говоря, бледноватый. Особенно нападение! Дело даже не в отсутствии Рональдиньо и Пато (чего с последним так носятся!), а, судя по всему, в общем «безрыбье», которое сейчас образовалось в бразильском нападении. О чем можно говорить, если чуть ли не впервые за всю историю, защитные ряды бразильцев выглядят солиднее (Сезар, Лусио, Майкон, Жуан, Дани Алвеш), чем атакующие? Если ЭТА Бразилия вновь станет чемпионом мира, то это будет говорить не столько про ее силу, сколько про слабость ее соперников, если хотите, комплексе неполноценности, с которым они ничего поделать не могут. Может, и хотят, но не могут...
И, наконец, последние мои десять процентов на победу в ЮАР уходят к англичанам, под руководством итальянца Фабио Капелло. Акцент в последнем предложении сделан именно на последнем. Это не самая сильная сборная Англии за всю историю. Думаю, что у Эрикссона на прошлом мундиале она была даже покруче. Но слабость Англии всегда была в ее тренерах. После многочисленных оглушительных провалов, она, наконец, наступило на горло собственной консервативной песне, которая начиналась со строчки «никогда нас, родоначальников футбола не будет тренировать иностранец!» и пригласила таки его. Понты-понтами: сильнейший чемпионат, история, традиции, и прочее бла-бла-бла… Но пора хоть что-то выиграть на уровне сборной за 44 года. Да и ту, далекую победу на домашнем чемпионате 1966-го, принято считать - «имени Тофика Бахрамова». В общем, у Англии в ЮАР есть шанс. Но не очень большой применительно к остальным фаворитам. Просто очень многое завязано на Руни. Если парень станет не с той ноги, - все пиши - пропало: в атаке, по большому счету, кроме него, играть некому. Люди есть (Крауч, Хески), а играть некому. (Я, кстати, Англию в финал вывел вместе с Аргентиной. Согласитесь, классно было бы!).
В победу голландцев, которыми все так привычно восторгаются, я не верю. Если уж они во времена Кройфа и Неескенса, а потом Гуллита и ван Бастена не смогли стать чемпионами мира, то Снейдер и травмированный Роббен вряд ли это сделают. Максимум – полуфинал (Я их туда и дотянул). Немцы, итальянцы и французы? Как всегда – хороши. Но на этот раз – не более.
А впрочем… Мяч - круглый (тем более, такой странный, каким будут играть на этом мундиале), поле - прямоугольное, «темные лошадки» (это я не об африканских сборных, которых тоже сватают на место в тройке призеров) «запряжены», судьи, боюсь, - тоже.
Большая игра в ЮАР начинается. Главное, чтобы она не вышла за рамки здравого смысла. Знаменитая фраза Билла Шенкли «футбол - это не вопрос жизни и смерти, а нечто гораздо большее», конечно, красива и греет слух истинных болельщиков. Но берегите себя и друг друга. Наша же сборная нас сберегла. И ничего «нечто гораздо большего» на самом деле не случилось…
Константин Николаев