00:33 / 08.05.2010 Спорт

Они сражались за родину

Спортсмены на полях Великой отечественной войны

То, что многие спортсмены в годы Второй мировой войны оказались на фронте - общеизвестный факт. Ни для кого не секрет, что, например, стрелки становились снайперами, лыжников и парашютистов после специальной подготовки забрасывали в тыл противника и т. д. Германия берегла своих спортсменов в начале войны, а Советский Союз — в конце, когда стало окончательно понятно, что победа будет за нами. Но до нее еще нужно было дожить. Многим это не удалось…

Погибли на поле боя неоднократные чемпионы СССР Крайнюков, Пужный, Благонравов и Фигуров. На спортивной площадке Васильевского острова в Ленинграде, обучая военному мастерству бойцов своей части, 1 мая 1942 года был убит при бомбежке знаменитый бегун Зебрин. На Волховском фронте сражался один из лучших легкоатлетов страны Епанечников, его товарищ по команде Федоров вообще оказался в рядах французского Сопротивления. Лучший спортсмен-конник страны (стипль-чез) Ермолаев стал подрывником-разведчиком в рядах легендарного ОМСБОН (отдельная мотострелковая бригада особого назначения). А чемпион СССР 1939 года по марафону Чебуркин стал полным кавалером ордена Славы. Первый раз он был награжден за то, что в марте 1943-го поднял пехоту на штурм укрепленной гитлеровцами высоты. Ровно через год — второй орден за захват и своевременное разминирование плотины, через которую должны были переправляться танки. А еще через год разведгруппа Чебуркина захватила аэродром под Берлином, уничтожила «юнкерсы» и «мессеры», взяла в плен не успевших подняться в воздух фашистских асов. Это была его третья «Слава». В 1948-м он еще вышел на старт своего последнего марафона в рамках чемпионата страны. И хотя занял только десятое место, трибуны стоя аплодировали легендарному воину и спортсмену. 

Об уже упомянутом ОМСБОН, где готовили разведчиков и диверсантов, можно вообще отдельные книги писать. Многие спортсмены в качестве инструкторов обучали будущих снайперов, пулеметчиков, гранатометчиков меткой прицельной стрельбе, приемам самозащиты и рукопашного боя неопытных в этих премудростях бойцов-красноармейцев. А на передовой сражались фехтовальщики Бокун, Разживин, Овсянкин, стрелок Матасов, боксер Коган, пловец Дурейко. У Дурейко была своя особая история. Он начал службу в 1941 году в составе отступающих войск. Однажды боевая обстановка заставила группу красноармейцев перебираться на другой берег реки Щары. Задача осложнялась тем, что противник наседал, а пятеро красноармейцев не умели плавать. Их выручил Дурейко, который пять раз подряд переплывал реку туда и обратно, на себе переправляя товарищей. Впоследствии он стал командиром диверсионной группы, действовавшей в глубоком тылу врага.

Полной драматизма была военная судьба и ростовчанина Тимофея Прохорова, чемпиона страны по легкой атлетике. В самом начале войны, раненый и контуженый, он попал в руки врага. Четыре раза бежал из плена, и каждый раз тщетно. Но ни побои, ни допросы, ни лагеря смерти не сломили его. В 1944-м он бежал из лагеря в пятый раз. Встретился с нашими войсками, штурмовавшими польский город Гданьск, и вместе с ними вошел в город. Войну он закончил на Эльбе. 

Знаменитый вратарь московского «Спартака» Владислав Жмельков воевал с первого дня. Участвовал в освобождении Киева. Как вспоминал комментатор Вадим Синявский, во время боев в нашем городе Жмельков пробрался к Центральному футбольному стадиону (сейчас НСК «Олимпийский») и укрепил красный флаг. В 1945-м гвардии старшина, кавалер многих боевых орденов Жмельков был среди тех, кто расписался на Рейхстаге. За себя и за погибших: киевлян Качкина, Трусевича, Коротких, Кузьменко (расстрелянных фашистами после «матчей смерти»), одесситов Волина, Хейсона, Шляпина, Токаря, Чернобыльского, донетчанина Путятова, ленинградцев братьев Шелагиных и Вонога, за воевавших и искалеченных на полях боев Онищенко и Глазкова. За всех погибших участников последнего предвоенного футбольного чемпионата Советского Союза 1941 года... 

Владимир Савдунин воевал с конца 1942-го до осени 1944 года. Награжден двумя орденами Красной Звезды и орденами Отечественной войны I и II степеней. «Войну встретил на футбольном поле. 22 июня играли с командой испанских беженцев на стадионе «Каучук». Во время матча нам и объявили о нападении Германии. Мне было 17 лет, так что большим футболистом я стать не успел. Пошел работать на завод №24, собирал авиационные двигатели. Как у работника оборонного предприятия у меня была бронь, но я пользоваться ею не стал. Только исполнилось 18, ушел на фронт добровольцем», — вспоминал он. Сначала окончил месячные сержантские курсы в Ярославском пехотном училище, после чего их полк направили в город Купинск под Харьковом. Немцы громили наши войска в Украине и стремились закрепить успех. Савдунинский полк получил задачу остановить врага. Новобранцы не сдали позиций, но за полдня, по свидетельству Савдунина, от его части мало что осталось. «Слава Богу, уцелел!» — говорит он о своем боевом крещении. После переформирования полк передислоцировали под Курск. До знаменитой битвы Савдунин успел закончить курсы разведчиков, после которых его направили в разведроту 50-й бригады танковой армии. Сержант Савдунин и «за языками» сотни раз ходил за линию фронта, и в танке горел, и поднимался в атаку, как простой пехотинец. После Курской битвы освобождал Киев, принимал участие в Корсунь-Шевченковской операции. К этому времени он уже был награжден четырьмя орденами и десятком медалей. Ранили его, когда он возвращался из-за линии фронта, в нескольких метрах от своих окопов. Пуля перебила сухожилия и нерв на руке, а минный осколок попал в бедро. «Тогда на мне все заживало, как на собаке, — вспоминал Савдунин. — В госпитале в Бельцах сказали, что с такими ранами нет смысла валяться в койке, и отправили лечиться домой. Приехал в Москву, нога уже практически не болела, а руками в футбол не играют, поэтому уже через пару дней сыграл матч на Кубок Москвы за 7-й полк 2-й дивизии ОМСДОН. Мы тогда разгромили завод «Фрезер», а с перебинтованной рукой, которую удалось скрыть от судьи под длинными рукавами футболки, забил в том матче семь голов…». Впоследствии Савдунин стал многократным чемпионом СССР по футболу и русскому хоккею. Вот такая история... 

Константин Николаев

 

 

ТЭГИ: