Чем отличаются спортсмены на Красной и Софийской площадях
Об отношении к спорту со стороны государства - российского и украинского
В СМИ появилась информация, что экс-чемпион мира по боксу Николай Валуев вступил в петербургское отделение партии «Единая Россия». Партийный билет Валуеву вручил руководитель регионального отделения, спикер городского парламента Вадим Тюльпанов. Также он подарил боксеру позолоченные перчатки. При этом Тюльпанов не исключил, что Валуев в ближайшее время может принять участие в выборах. Сам боксер заявил в ходе церемонии, что «из спорта пока никуда не собирается», но уже задумывается о дальнейшей деятельности. В партии он планирует заниматься развитием детского спорта, в частности, курировать программу по строительству в каждом районе Петербурга боксерских школ. К этому можно относится по-разному. (Думаю, что большинство узнали об этом с ухмылкой). Но дело, на мой взгляд, в другом.
Мы еще очень долго, если не всегда, будем сравнивать себя с Россией. Ревностно следить за ее успехами на мировой спортивной арене и, к сожалению, тихо радоваться в случае ее неудач. Но одного у России нельзя отнять точно — отношение действующих властей к спорту на порядок лучше, чем у нас.
В России спорт и руководство всегда традиционно были вместе. Можно сказать, что в тоталитарных странах (к коим у нас почему-то некоторые бывшие власть предержащие и причисляют) спорт является одним из символов успеха. От отношения руководства страны к тому или иному виду спорта зависит его процветание. Лаврентий Берия с Василием Сталиным любили футбол и хоккей. И соперничали между собой всеми доступными им способами при комплектовании милицейских («Динамо») и армейских (ЦДКА, ВВС) команд. А потому и развивались эти виды спорта семимильными шагами. А при Брежневе наш хоккей фактически безраздельно властвовал во всем мире. В футболе наличие высокопоставленных покровителей поначалу приводило к определенным локальным успехам, но затем выяснилось, что природу не обманешь. Ребята из стран «диких обезьян» или «загнивающего капитализма» оказались почему-то сильнее. Успехи же киевского «Динамо» многие напрямую связывают с наличием у него такого «президента клуба», как Щербицкий...
Много воды утекло с тех пор. И сейчас увлечение сильных мира сего тем или иным видом спорта напрямую не связывается с его усиленным финансированием. Наши горнолыжники как не занимали, так и не занимают первых мест на международных турнирах, несмотря на то, что Виктор Ющенко, как выяснилось, любит это дело. Наши конькобежцы — тоже, хотя Юлия Тимошенко однажды прилюдно продемонстрировала свое умение скользить по льду. А если кто-то думает, что при Путине российское дзюдо достигло невиданного развития, тоже ошибается. Оно как было на приличном уровне, на таком и осталось. Разве что отдельных проявлений лизоблюдства и подхалимажа на почве увлечения ВВП этим видом единоборства стало побольше.
Зато при Путине подтянулись баскетбол, хоккей, футбол. О бюджетах российских команд большинству наших остается только мечтать. О газпромовском «Зените» и лукойловском «Спартаке» говорить не буду. Неприлично. Пример провинциальных — ярославского «Шинника» с годовым бюджетом в $12 млн (по состоянию на 2008 год) — более показателен. О подобных деньгах в том же, например, «Закарпатье» остается только мечтать. И что-то мне подсказывает, что вливание таких приличных сумм в российские клубы прошло не без настоятельной просьбы Кремля.
Однажды Путин, узнав, что показ всех матчей российской футбольной премьер-лиги будет производиться на платном канале «НТВ+футбол», который не все могут смотреть, выдал легендарную фразу: «Что-то Мутко намутил с трансляцией». И Мутко — тогда президент Российского футбольного союза — сдал назад. Хотя с экономической точки зрения это было абсолютно неоправданно — НТВ платил за «картинку» 100 миллионов долларов. Можно еще вспомнить, как Путин заявил, что «вместо того, чтобы заниматься подготовкой молодежи, растить свои отечественные кадры, десятки миллионов долларов тратятся на легионеров». Сам факт того, что президент страны говорит о данной проблеме, не может не заслуживать внимания. Кто-то когда-нибудь слышал от руководителей Украины, бывших и нынешних, подобные речи? О «разборках» на самом высоком уровне после Ванкувера-2010 я вообще молчу. А у нас…
Вообще, апофеозом украинского головотяпства стала для меня история даже не с НСК «Олимпийский», а с «ковзанкой» на Софийской площади. Видели (хотя бы по телевизору) каток на Красной площади? Сравнили? О чем можно после этого говорить? «Ковзанка» на Софийской и стройка/реконструкция НСК «Олимпийский» и львовского стадиона стали, на мой взгляд, настоящими символами отношения наших властей к спорту. Властей всех уровней — от местных до центральных. В России все наоборот. В чуть более чем 350-тысячных подмосковных Мытищах пять открытых бесплатных катков и один Дворец спорта, в котором проводился чемпионат мира по хоккею. А у нас?.. Одна сплошная Софийская площадь…
Вопросы спорта высших достижений и вообще здоровья нации в России лоббируются на самом высоком уровне. Образно говоря, «спортивная фракция» Государственной думы России состоит из 21 человека. И очень многим в нашей стране такие нардепы-спортсмены, как Александр Карелин, Ирина Роднина, Светлана Ишмуратова, Алина Кабаева, Арсен Фадзаев, Светлана Хоркина, Владислав Третьяк, Антон Сихарулидзе или Светлана Журова, известны гораздо лучше, чем большинство тех, кто прошел в нашу Раду. И не нужно смеяться. Если разобраться, то «депутат Госдумы России, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Алина Кабаева» звучит не смешнее, чем «депутат Верховной Рады Украины, солист группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук»… Более того, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова является вице-спикером Госдумы. (В этой связи предлагаю не мелочиться, а утереть нос России по полной программе, избрав одним из замов Литвина (в связи с тем, что Лавринович ушел работать в правительство) одного из аж двоих наших спортсменов-парламентариев — баскетболиста Волкова и борца Тедеева. Опять же Владимиру Михайловичу было бы поспокойнее в их компании. Мало ли поводов можно найти для депутатских волнений. Это причина у всех одна (власть), а поводов много.
Но у нас, как известно, так дела не делаются. «Квоты», «договоренности», «согласования», «пакетные соглашения» и прочие атрибуты нашей демократии мешают. Мешают, отмечу, буквально всему, а не только развитию спорта. И знаете, что-то мне подсказывает, что если из нашего парламента убрать пару десятков никому не известных персонажей, а вместо них привести туда столько же известных спортсменов, в политике, конечно, точно бы ничего не изменилось. Но спорт, глядишь, и поднялся бы. А потому не стоит ухмыляться по поводу Валуева. Стоит задуматься…
Константин Николаев